Изучение иностранного языка в общеобразовательной школе — это объективная необходимость, без этого невозможно современное образование. Обычно этим иностранным языком становится именно английский, в силу широкого распространения и традиции. Итак, дети в начальной школе, кто-то во втором, а кто-то и в первом классе, начинают изучать английский язык. Надо отметить, что в современной российской действительности в этом процессе нет тех, кому легко. В современной российской школе в изучении английского языка всем трудно: и ребенку, и родителям, и учителю.
Ребенок, начинающий изучать английский язык в школе — это, как правило, второклассник. С его точки зрения ситуация выглядит следующим образом: он закончил 1 класс, в котором он учился в общем понятным, а для многих и давно освоенным вещам: читать, писать, считать. Пару-тройку раз в неделю было что-то более интересное — музыка, окружающий мир, рисование, технология. Ему пока не вполне ясно, зачем лично ему это все в принципе нужно, но родители и учительница требуют, если ленишься, то ругают, значит — надо делать. Летние каникулы, когда он не ходил ни в садик, который он все еще хорошо помнит, ни в школу, вспоминаются с отчетливой ностальгией по утраченной с началом нового учебного года свободе.
Во втором классе его ждут существенные перемены: вводится английский язык, одновременно начнутся официальные домашние задания и самое главное — оценки. Теперь школьники уже не делятся на условных умниц и шалопаев, теперь есть понятная простая градация: отличники, хорошисты и троечники. В начальной школе все же крайне редко встречаются откровенные двоечники. И на фоне этих изменений появляется новый предмет — английский язык.
Изначально дети относятся к новому предмету позитивно. Это обусловлено многими факторами: и возрастной психологией, и окружающей ребенка действительностью, а также отношением родителей к школьному прогрессу. В этом возрасте ребенок с удовольствием поглощает новые пласты знаний. Не новое правило по русскому языку (он подобных правил уже много видел) и не еще одно стихотворение (которых он видел еще больше), а принципиально новое, другое, что-то, еще ни разу не виданное и не опробованное. Дети-дошкольники воспринимают новые знания только в формате игры, подросткам уже интересны взаимоотношения в своей группе, а младшие школьники, как это ни парадоксально прозвучит, любят учиться. Конечно, если правильно построен процесс обучения, и если ребенок имеет достаточный уровень мотивации — а вот с этим часто бывают проблемы. Окружающая современного второклассника действительность наглядно показывает ему, что русский язык далеко не единственный. Даже названия конфет на фантиках и игрушек на коробках написаны какими-то непонятными буквами (а то и вовсе значками-иероглифами), и родители то и дело говорят «это по-английски написано», а дети любопытны. Ну и конечно, куда же современный ребенок денется от таких «героев нашего времени», как Batman и Гарри Поттер, и от вселенной Marvel и мультфильмов Disney. Да, как правило, все есть в переводе. Но повторюсь — дети любопытны, а чем старше становится ребенок, тем больше он сталкивается с иностранным языком в том же интернете. А еще дети не раз и не два услышат «вот будешь в школе английский учить — сможешь сам это все прочитать».
Сомнения родителей в способностях ребенка
Отношение родителей второклассника к началу изучения английского языка варьируется от восторженного энтузиазма до откровенного страха. Разумеется, некоторая неуверенность вполне объяснима: родителей одолевают сомнения в том, что их ребенок вообще способен обучаться иностранному языку, это ж не математика и не чтение, тут способности нужны. И наконец, наболевший вопрос — кто будет помогать ребенку с домашними заданиями? Читать и писать умеют все, а вот английский учили не все, а хорошо знают и могут что-то объяснить и вовсе единицы.
Откровенно говоря, сомнения в способности каждого конкретного ребенка успешно изучать иностранный язык имеют под собой некоторые основания, однако не стоит поддаваться панике и бросаться искать репетитора, если ребенок не начал сразу же читать на английском. Школьная программа не требует ничего сверхъестественного, ребенок со среднестатистическими способностями может ее освоить. Да, возможно не на пять с плюсом, а на четыре или три. Но это не трагедия.
Незавидное положение учителя английского
Учитель английского языка находится в крайне незавидном положении. Во-первых, ему абсолютно не на кого надеяться на случай болезни или невнимательности ученика. Рассчитывать на то, что ребенок дома с родителями сможет разобрать тему, ему не приходится, так как неизвестно, владеет ли у ребенка дома хоть кто-нибудь английским языком на приемлемом уровне. И если в самом начале обучения, когда речь идет о том, чтобы заучить алфавит или несколько новых слов, еще теплится надежда, что родители воспользуются хотя бы интернетом, то при изучении грамматических структур эта последняя надежда рушится как карточный домик.
Во-вторых, в современной школе параллельно практикуются сразу две методики обучения английскому языку: грамматико-ориентированная и коммуникативная. Первая более привычна, но показывает откровенно низкую эффективность в разрезе обучения говорению, а вторая применяется недавно и часто еще не освоена на должном уровне самими учителями. Соответственно, используются и разные комплекты учебников. Таким образом, преподаватель находится в «подвешенном» состоянии, так как чиновники от образования в любой момент могут потребовать начать работать по новой методике, а перестраиваться самому и перестраивать учеников в конечном счете придется именно учителю. А иногда и работать по двум методикам сразу, потому что одни уже перешли в девятый класс и им поздно что-либо менять, а другие только начинают обучение и от администрации получено указание работать с новыми классами по новой методике.
Проблемы, связанные с изучением английского языка в начальной школе, обычно выражаются в том, что ученики показывают низкую успеваемость по предмету, при этом затрачивая невероятно много времени на выполнение домашних заданий. Плохие оценки расстраивают детей и родителей, накапливается усталость, появляются сомнения в профессионализме учителя, все это приводит к конфликтам между родителями и учеником, учителем и подгруппой, учителем и родителями и так далее. Разумеется, невозможно вывести алгоритм, одинаково эффективный для всех участников процесса, однако рассмотреть возможные пути решения каждой отдельной проблемы будет во всяком случае невредно.
Репетитор самый популярный путь решения проблем с английским
Первый и самый распространенный путь решения сложностей с английским в школе у конкретного ребенка — это репетитор. Да, репетитор во втором классе для многих «звучит парадоксом», но, как показывает практика, это часто оптимальный выход. В результате занятий «на два фронта» оценки улучшаются в срок от нескольких месяцев до года, ученик обретает уверенность в своих силах, и иногда даже дальнейшие занятия с репетитором становятся не нужны — с усвоением базовых знаний ребенок вполне сможет обучаться по школьной программе и самостоятельно. Однако что же делать семьям, которые не могут себе позволить репетитора или не хотят его нанимать из принципиальных соображений?
Следует выяснить причины плохой успеваемости в школе
Прежде всего необходимо разобраться в ситуации и понять, что вызвало низкую успеваемость. Причины могут удивить как родителей, так и учителей. Немаловажными факторами являются успеваемость ученика по другим предметам и в данной подгруппе английского в целом. Если сплошные двойки с тройками приносят 1-2 ученика из 15 — дело скорее всего в этих конкретных учениках (особенно если наблюдается аналогичная ситуация по другим предметам). Если же из 15 учеников только трое имеют итоговые оценки «4» и «5» — логичнее всего предположить, что имеется системная проблема.
Преодолеть сложности в обучении у конкретного ученика без участия репетитора может оказаться довольно сложно. Родителям придется налаживать контакт с учителем, чтобы понять, в чем дело.
Причины неуспеваемости бывают разные, например:
- ребенок много отвлекается, неусидчив и невнимателен, однако вполне справляется с заданиями от случая к случаю;
- ребенок в принципе не привык работать на уроке, так как по остальным предметам он все и так знает, а что не знает — дома качественно объясняют родители;
- ребенок не усваивает материал из-за скорости, с которой он подается — просто не успевает за группой;
- ребенок не усвоил некий объем знаний в самом начале, и теперь у него нет основы, на которую мог бы «наслаиваться» новый материал;
- ребенок банально ленится и начинает работать только после воспитательной беседы или двойки.
И это, разумеется, не полный список. И в каждом случае придется думать, что же делать: вводить систему поощрений и наказаний для повышения мотивации, просить учителя позаниматься отдельно, начинать обучение с самого начала, выявляя и устраняя пробелы и так далее.
В случае, если в подгруппе тотальная неуспеваемость, у родителей, как правило, складывается общее мнение, что дело не в детях, а в учителе. И на этом этапе родителям нужно сделать выбор: бороться с системой или с двойками в дневнике своего сына/дочери? Если с двойками — то в принципе действия те же: выявить причину(ы) неуспеваемости, определиться с путями устранения и по возможности стараться решить именно ее(их) доступными способами. Конечно, некие сложности все равно будут возникать, но это в любом случае лучше, чем пустить ситуацию на самотек.
Довольно распространенной системной проблемой в современном школьном изучении английского языка является скорость подачи материала. Например, дети не успевают качественно усвоить алфавит за 3 урока. Ни дети, ни родители не понимают, как готовиться к словарным диктантам, которые начинают проводить уже во второй четверти второго класса, если еще не изучены даже правила чтения. А у учителя есть задача — необходимо провести контроль по пройденной теме, а помимо словарного диктанта и опроса никак и не проверишь. Помимо скорости, у родителей часто возникают вопросы по методике: привыкшие к последовательному изучению от букв к буквосочетаниям и крайне постепенному переходу к чтению отдельных слов родители бывают в большей или меньшей степени обескуражены тем, что дети записывают не менее 5 новых слов за урок, а правила чтения этих слов проходят с помощью аудио- и видеоматериалов с диалогами и песнями, да еще и на фоне лексической темы, например «My favorite food» или «Animals». А у учителя распоряжение руководства работать именно по этому учебнику, и сделать с этим педагог ничего не может, а бывает что и не хочет. Причем и учебник может быть действительно очень хорошим, просто данный конкретный учитель не умеет по нему работать. В случае, если родители примут решение коллективно бороться за то, чтобы была произведена замена учителя или учебной методики, формата проведения занятий или объема домашнего задания нужно быть готовым к тому, что это может оказаться сражением с ветряными мельницами, в результате которой максимум, чего удастся достичь — это послабления детям особо активных родителей и колоссальная потеря времени и сил. Увы, идти против системы — чаще всего значит идти в никуда.
Гораздо эффективнее выстраивать собственную систему, принимая как данность формат обучения ребенка в школе. В любой методике есть свои плюсы, нужно только их найти. Разумеется, человеку без знания языка и умения преподавать будет сложно это сделать, но здесь на помощь родителям может придти все тот же учитель. Педагогу всегда выгодно иметь успевающих учеников в своем классе или подгруппе. Увидев в родителях неуспевающих учеников не противников, борющихся за права деточек на отдых и индивидуальный подход, а союзников, готовых к серьезной работе, преподаватель может значительно скорректировать свои представления о группе, что обязательно скажется на формате проведения занятий и соответственно, уровне знаний и оценках. К сожалению, есть учителя, которые с высоты своего педагогического опыта отмахиваются от любых аргументов родителей, но, откровенно говоря, это не вина их, а беда. Это профессиональная деформация и выгорание, от которых никто не застрахован. В этом случае родителям и ученику остается либо выкручиваться самим, либо уходить в другую школу, либо заниматься английским где-то еще. Это, кстати, совершенно необязательно должен быть именно индивидуальный репетитор. Группа изучения английского в языковом центре также может помочь ребенку, которых способен эффективно заниматься в группе. Стоит это на порядок дешевле, а пользы может принести очень много.
Второклассник, несмотря на определенные сложности со школьным обучением — это совершенно необязательно будущий дворник или грузчик. У него впереди, в его школьной жизни, будет еще столько интересного! Не стоит разочаровываться в нем в самом начале пути. Помощь, дисциплина и искреннее внимание — вот три кита, на которых во взрослую жизнь отправляется успешная личность.