Как научить ребенка читать на английском языке с нуля?

Способы обучения детей чтению по-английски с нуля

Многие родители желают научить своего ребенка английской речи как можно раньше и быстрее. Для маленьких детей изучение языка сводится к рассматриванию и запоминанию набора символов. Ведь они пока не понимают, что им гарантировано свободное общение с людьми любой национальности и успешная карьера в будущем.

Споры о том, с какого возраста детям лучше начинать учить английский, продолжаются. Одни родители не хотят создавать своему любимому ребенку нагрузки. Другие, напротив, приветствуют ранее обучение – считают, что детский возраст является временем активного познания. Маленький ребенок с интересом воспринимает речь, легко запоминает и копирует слоги, буквы, их сочетания.

Прежде всего, нужен правильный подход. Многие родители усугубляют проблему, пытаясь научить ребёнка азам иностранного языка самостоятельно. Исключение составляют родители, обладающие хорошими знаниями иностранного языка – они с самого детства разговаривают на нём со своим ребёнком.

С чего начать

К сожалению, в нашей стране дети начинают изучать иностранный язык только в школе, где весь процесс сводится к запоминанию алфавита и зубрежке слов, поэтому без помощи транскрипции и словаря им сложно прочесть незнакомые слова. Как правило, детей не учат технике чтения. Они просто запоминают буквы и порядок слов в предложении. Плюс ко всему, даже выпускники средней школы не могут похвастаться идеальным произношением.

До 10 лет ребенок способен запоминать целые предложения, благодаря чему образовательный процесс проходит очень легко. В раннем возрасте этому способствует отсутствие боязни совершения ошибок в ходе изучения иностранной речи. Не существует психологического барьера. Малыш воспринимает обучение, как игру.

Таблица знаков транскрипции и чтения:

Гласные звуки

Знак транскрипции Описание Пример использования в английских словах
[ æ ] Среднее между а и э. Широко произносимый звук fat [fæt], cat [kæt], rap [ræp]
[ ı ] Короткий звук, как в слове икра fit [fıt], kit [kıt], stick [stık]
[ i: ] Долгий звук, как в слове беги feed [fi:d], keep [ki:p], street [stri:t]
[ u ] Короткий звук, как в слове стук look [luk]
[ u: ] Долгий звук, как в слове утка food [fu:d]
[ ʌ ] Короткий звук, как в слове так luck [lʌk]
[ ɑ: ] Долгий звук, как в слове астра car [ka:(r)]
[ e ] Короткий звук, как в в слове ЛЭП pet [pet]
[ ə ] Произносится как э, но только безударный measure [me3ə]
[ ə: ] Долгий звук, как в русском слове мёд fur [fə:(r)]
[ ɔ ] Короткий звук, как в слове рот lot [lɔt]
[ ɔ: ] Долгий звук, как в слове овощ straw [strɔ:]
[ au ] Соответствует звукосочетанию ау cow [kau]
[ aɪ ] Соответствует звукосочетанию ай dry [draɪ]
[ ɪə ] Соответствует звукосочетанию иэ fear [fɪə(r)]
[ uə ] Соответствует звукосочетанию уэ cruel [kruəl]
[ ɔɪ ] Соответствует звукосочетанию ой boy [bɔɪ]
[ əu ] Соответствует звукосочетанию оу boat [bəut]
[ ɛə ] Соответствует звукосочетанию эа bear [bɛə(r)]
[ eɪ ] Соответствует звукосочетанию эй grey [greɪ]

Согласные звуки

Знак транскрипции Описание Пример использования в английских словах
[ b ] Соответствует звуку б big
[ d ] Соответствует звуку д desk
[ f ] Соответствует звуку ф fat
[ 3 ] Соответствует звуку ж measure [me3ə]
[ dʒ ] Соответствует звуку дж (как в слове Джокер) jeans [dʒi:nz]
[ g ] Соответствует звуку г great
[ h ] Соответствует звуку х. Произносится с небольшим придыханием. hot
[ k ] Соответствует звуку к. Произносится с небольшим придыханием. king
[ l ] Соответствует звуку л. lemon
[ m ] Соответствует звуку м. monkey
[ n ] Соответствует звуку н. nose
[ ŋ ] Носовой звук н sting [stıŋ]
[ p ] Соответствует звуку п. pet
[ r ] Соответствует звуку р, однако нужно произносить, подворачивая язык назад rest
[ s ] Соответствует звуку с. sit
[ t ] Соответствует звуку т. toast
[ t∫ ] Произносится как тч, как в слове скотч watch [wɔt∫]
[ ∫ ] Произносится как ш (но немного мягче) sheep
[ θ ] Межзубный глухой звук. Для правильного произношения язык должен прилегать к передним зубам. think [θınk], thing [θıŋ]
[ ð ] Межзубный звонкий звук. Для правильного произношения язык должен прилегать к передним зубам. that [ðət], the [ðə]
[ v ] Соответствует звуку в. vast
[ z ] Соответствует звуку з. zip
[ w ] Соответствует звуку в, однако произносится губами window

Перенимаем опыт

Чтобы не сделать ошибок и не отбить охоту к обучению у своего ребёнка на начальном этапе, рассмотрим опыт англоговорящих родителей. Они используют игровую программу, специально разработанную для обучения маленьких детей чтению. Она называется Reading Eggs, доступна для скачивания в Google Play и AppStore. Можно заниматься по программе прямо на официальном сайте. В основе программы заложен фонетический метод обучения малышей чтению.

На начальном этапе ребенок проходит тестирование. Лучше всего, если он уже знает основные слова на английском языке и умеет их произносить – на этапе знакомства со звуками нужно будет сопоставить картинку и начальный звук слова.

Ничего страшного, если малыш знает только несколько слов. Это прекрасная возможность пополнить словарный запас. Данная программа очень сложна для обучения ребенка «с нуля». Для этого существуют другие методики. Рассмотрим их подробнее.

Методики преподавания

1. В раннем младенческом возрасте детей обучают английскому языку по методике Глена Домана, направленной на развитие зрительной памяти. Для знакомства с предметами преподаватель или родитель использует рисунки, под которыми написаны слова.

2. В 3-4 года дети лучше всего усваивают кубики Зайцева. Это незаменимый инструмент в паре с грамматическими таблицами. Пособия прекрасно работают и для групп школьников младшего и среднего возраста. Красная грань кубика отвечает на вопросы: «Кто? Что?». Синяя сторона – для глаголов. Зелёные грани – для других слов. Чёрные – для отрицания («no», «not»). Белый фон – для знаков препинания. Разграничение по объему и цвету обеспечивают быстрый поиск.

3. Для детей 4-5 лет используется методика, по которой обучаемые выполняют творческие проекты. Регулярно проводятся уроки английского языка. В результате у детей развивается критическое мышление, самостоятельность и творческие способности.

4. Комбинированные методики сочетают занятия в разных формах. На уроках дети играют, рисуют, разговаривают, работают над освоением грамматики. Этот уникальный подход можно разнообразить, и детям это нравится. Изучение грамматики лучше начинать с 6-7, лет, так как у дошколят еще не развито абстрактное мышление.

Основные методы обучения

Чтобы выбрать правильную методику обучения ребёнка, нужно учитывать его индивидуальные особенности, степень подготовленности и интересы. Это очень важно в любом возрасте.

Ассоциативный метод

Лучший способ обучения для детей с развитым воображением. Его суть – в запоминании слов, которые привязаны к яркому образу или картинке. Например, запоминая слово table, ребенок представляет удобный стол, apple – вкусное яблоко и т.д.

Лексический подход (коммуникативный метод)

В результате полноценного общения и обсуждения тем дети учатся думать на английском. Ситуаций для обсуждения предостаточно. Например: как прошёл день, понравилась ли прочитанная книга, о чём она, чем ребёнок планирует заниматься на выходные. В результате такого общения дети осваивают новые фразы и выражения, которые потом часто и легко используют в речи.

Аудиолингвальный и аудиовизуальные методы

Основная часть занятия выстраивается на основе диалогов между детьми. Результатом является чёткая речь и правильное произношение. В процессе разучивания интересных диалогов дети учатся говорить, думать и правильно отвечать на самые распространенные вопросы.

Метод погружения

Хорошее знание языка определяется по возможности думать на нём. Именно метод погружения поможет лучше всего освоить этот навык. Преподавателем языка обязательно должен быть носитель, который не умеет общаться по-русски. Естественно, для маленьких детей данный метод не подходит. Требуется хорошая база знаний.

Принципы обучения детей дошкольного возраста

Добровольность

Ни в коем случае не допустите того, чтобы для ребёнка изучение языка в раннем возрасте стало обязанностью. Потеря интереса к занятиям может вызвать сложности. Поэтому главной задачей родителей и учителей является поддержание интереса к языку. Здесь очень хорошо помогает игра. Существуют ситуативные, музыкальные и соревновательные игры. Именно через них дети вовлекаются в образовательный процесс без проблем и боязни, осваивая новые словосочетания и важные языковые навыки.

Мотивированность

Не проходящий интерес к занятиям у дошкольников может вызвать не только железная мотивация. У детей пока еще нет жизненно важных целей, как у подростков и взрослых. Дошкольники не могут знать, что им английский язык понадобится в будущем для построения карьеры, путешествий, общения на международном уровне, для упрощения получения высшего образования. Для малышей нужно организовать занятия, похожие на игру. Родители должны придумать мотивацию, так как они лучше других знают интересы и желания своего ребенка.

Комфорт

Для любого ребенка важно, чтобы занятия проходили в естественной среде. Для одного это группа со сверстниками, для другого – присутствие рядом родного человека. Уровень комфортности зависит от внешних условий, преподавателя, выбранной методики, характера и возраста ребенка, индивидуального подхода.

Последовательность

Нет смысла обучать 5-6-летних детей правилам орфографии и грамматики. В этом возрасте очень хорошо запоминаются слова и фразы через танцы, игры, песни. В результате формируется речь и правильное произношение английских слов. С такой первоначальной базой ребенку будет легче получать новые знания – они будут плавно накладываться на то, с чем ребёнок уже знаком.

В работе с детьми нужно учитывать индивидуальные особенности. Все дети разные, и на запоминание информации им требуется различный период времени. Не стоит торопить малыша и переходить к изучению нового, пока он не усвоил предыдущий материал на 100%.

Учимся читать правильно

Первый этап

Лучше всего начать с алфавита с транскрипцией на английском языке. В квадратной скобочке под буквой написано ее звучание. Не изучайте английский алфавит с ребенком без транскрипции. Ученик должен наглядно запоминать обе формы. В дальнейшем этот навык пригодится при использовании словаря. Зная транскрипцию, вы сможете произнести любое новое слово. Что касается маленьких детей, ещё не умеющих читать, то на начальном этапе обучения они будут запоминать буквы на слух, но наглядность транскрипции не помешает.

Английский алфавит с легкостью поможет выучить известная английская песня ABC-Song. На данный момент существует несколько ее интерпретаций. Выберите самый интересный для ребёнка способ изучения английского алфавита: песенки, кубики, магниты, раскраски, карточки. Малыша больше всего заинтересует то, к чему он захочет вернуться. Этот способ и выбирайте.

Каждый день нужно учить по нескольку букв, а также употреблению их в словах. Обращайте внимание ребенка на то, что фонетическое звучание буквы в слове и алфавите может быть разным. Все вырученные буквы нужно закрепить весёлыми уроками.

Второй этап обучения чтению

начинается с изучения правил английской фонетики. Этот процесс идет параллельно всему обучению. Дети узнают, что некоторые буквы пишутся, но не читаются. В разных словах буквосочетания могут произноситься по-разному. Определенные буквы читаются двумя знаками, или наоборот, слово из трёх букв может читаться одним звуком.

Для качественного освоения фонетики, которая очень сильно влияет на быстроту чтения и хорошее владение английским языком, влияют правила транскрипции.

  • Долгие гласные звуки произносятся протяжно.
  • Звучание некоторых кратких гласных звуков соответствует русскому языку, нейтральному или промежуточному звуку.
  • Нужно научиться определять дифтонги и трифтонги.
  • Звонкие глухие согласные звуки в английском языке произносятся своеобразно.

Многие дети не любят изучать транскрипцию. Для них это нудное занятие, поэтому закрепляем правила чтения на примерах слов и разнообразим урок наглядными видеороликами.

Внимание: Нельзя подписывать слова русскими буквами

Заключение

Дошкольное обучение иностранному языку учит коммуникации, пониманию речи и правильному произношению. Употребляя элементарные слова в повседневной жизни, дети постепенно учатся думать на английском. Разговаривайте с ними дома, называя предметы одежды, части тела, игрушки, животных, членов семьи по-английски. Приветствуйте и интересуйтесь времяпровождением друг друга на русском и иностранном языке. Пусть ваш ребёнок занимается с преподавателем 30-40 минут в день два раза в неделю. Главное – поддерживать мотивацию. Тогда вы даже не заметите, что английский язык стал вторым родным языком.

Оцените статью
Образовательный сайт по правописанию слов и изучению иностранных языков