Как не покалечить ребенка ранним развитием?

Все родители считают раннее развитие и интеллектуальную нагрузку залогом успешного воспитания ребенка. Однако иногда это принимает абсурдные формы. Часто слышу, как мамы хвастаются на детских площадках: “А мой в четыре года ходит в два кружка”, “А моя занимается с репетитором”, “А мой и на танцы, и на английский. Отдам еще и на математику” и тому подобное. Мамы думают, что чем больше “впихнут” знаний в своих детей-дошкольников, чем больше насытят их новой информацией, тем лучше для их будущего. Хорошо это или плохо? Иногда кажется, что в таким способом родители тешат свое честолюбие. Мне, например, кажется, что таскать ребенка после сада то в один кружок, то в другой – это не всегда хорошая идея.

Однако время идет вперед, общество меняется, требования к детям также. Может, действительно нужно готовить ребенка к жизни в новых информационных реалиях? Может, действительно нужно заниматься его интеллектуальным развитием и как можно раньше отдавать в разнообразные кружки?

Навыки (внимание, терпение), которые нужны для обучения, более-менее формируются ближе к семи годам. Ребенок в 5-6 лет еще не способен долго сидеть на одном месте, быть внимательным, моторика рук еще не полностью сформирована. Также еще нет понимания, что такое школа в том смысле, который в этом видят родители и учителя.

Лучше, чтобы ребенок пошел в кружки раньше школы или за год-два после начала обучения. Для ребенка, начало обучения в школе вызывает стресс, происходит перестройка организма, появляется усталость. И если еще ходить в несколько групп одновременно с учебой в школе, это очень большая нагрузка как физическая, так и психологическая. Иногда бывает, что ребенок хочет то одно, то другое. Месяц ходит на рисование, а потом уже не хочет, и просит записать на музыку. Это может означать, что ребенок себя ищет (еще не сформировались интересы) или ему трудно преодолевать трудности (неделю походил на гимнастику, а дальше трудно делать физические упражнения). И это нужно понять. Но все же важно прислушиваться к тому, что хочет ребенок и находить компромиссные решения.

Тогда, когда нужно было развивать первичные навыки, родители отдавали их на очень сложные занятия: английский язык, математику, программирование и тому подобное. А ребенку на самом деле нужно было складывать кубики, кататься на велосипеде, ссориться-мириться со сверстниками, играть. Раньше ребенок выходил во двор и несколько минут был во фрустрации: “Что делать? Родители разрешили гулять, а я не знаю чего хочу. Идти в песочницу, на горку к тому мальчику?” Ребенок учился находить свой спонтанный интерес, у него развивался навык понимать, чего он хочет. Сейчас пространство, в котором растут дети, соблазняет и говорит: “Не развивайся. Вот тебе готовый продукт – мультфильм”. А просмотр мультиков не развивает собственную фантазию. Здесь планшеты, там – компьютерная игрушка и тому подобное. Мир очень изменился.

Дети – лучшие учителя

Иногда ребенок становится физическим расширением родителей: “У кого есть Mercedes, у кого-то BMW, а у меня ребенок олимпиаду выиграл”. Поэтому родители очень много вкладывают в детей, чтобы им не было стыдно перед другими папами и мамами. С другой стороны, родители ориентируются на общественные требования. Это такая абстракция, которой в действительности нет. Родители думают, что когда их ребенок два дня в неделю ничем не занят – значит что-то не так. Взрослые смотрят на других родителей и думают: “У других дети успешны, а с моим что-то не так”. Тогда они стараются отдать ребенка в какой-то кружок.

Современным родителям не на что ориентироваться. Необходимо новое просвещение, нужно, чтобы психологи и педагоги показывали родителям, как происходит развитие ребенка.

Родители исходят из своих представлений. Например, правильно, когда ребенок много учится. Они думают: “Вот если бы мне было 4 года, я бы учил английский”. Они пытаются думать о детях, исходя из своего представления: я хочу сделать то добро, которое на самом деле хотел получить сам. Вот я танцором не стал, поэтому сделаю им своего ребенка. Взрослый верит, что ребенок этого хочет. Тем временем ребенок не хочет на танцы, а хочет на футбол. Нужно, чтобы родители разграничили, что на самом деле нужно детям, а чего от них хотят, собственно, они сами. А этого понимания нет.

Информационную нагрузку и перенасыщение кружками вызывает другую проблему: дети взрослеют и попадают в ловушку апатии.

Родители говорят подростку: “Ты уже в старшем классе, выбирай себе профессию”. А у него неразвит навык выбирать и понимать, что он хочет. За подростка всегда выбирали родители – это вылилось в апатию, он устал от информационной нагрузки. Есть такие истории, когда ребенку давали возможность год не учиться, а отдыхать. За это время он приходил в себя и потом нормально погружался в учебный процесс. Однако полностью давать детям свободу тоже нельзя. Им нужны какие-то ограничения. Они требуют, чтобы их кто-то направлял. Но в какой мере? Если постоянно нагружать ответственностью, то ребенок не выдержит – устанет. В детстве должен быть баланс и спонтанность. Ребенок должен сам проявлять интерес к этому миру, он должен развиваться в игре.

Наша жизнь стремительно меняется, мы живем в перенасыщенном информационном пространстве среди огромной кучи гаджетов и технологий. Наша система образования постоянно реформируется, родители не успевают ориентироваться и направлять своих детей. Во всей этой суете и погоне за новыми методами, полезными кружками и ранним развитием родители часто забывают, что каждый ребенок – индивидуальность, он имеет свои потребности и возможности. Может не нужно спешить? Может, стоит дать ребенку самое ценное: свое общение, поддержку и возможность выбора? Родители должны прислушиваться к истинным потребностям своего ребенка, а в случае необходимости советоваться с психологами, а не с мамами

Оцените статью
Образовательный сайт по правописанию слов и изучению иностранных языков