«Ах, как жаль, что я — не ребенок! В детстве всё даётся так просто».
Именно с подобных слов, чаще всего, и начинается нелегкий путь «взрослых» в изучении иностранных языков. Эти жалобы звучат так часто, что никто уже и не сомневается в их обоснованности. Но так ли всё на самом деле? Обладают ли дети способностями, которых нет у родителей?
Правда или миф?
Малышам действительно проще освоить произношение, так что говоря на втором языке, они делают это практически без акцента. Но, правда заключается в том, что дети изучают его иначе, а не легче.
Многих удивляет, с какой лёгкостью они воспринимают грамматику, новую лексику и другие аспекты чужого языка. Конечно, этот факт не обошел стороной внимание учёных. Многочисленные исследования установили, что для усвоения нового, дети используют часть мозга, которая называется «глубокая моторная зона». Эта область контролирует бессознательные действия, такие, как завязывание шнурков, смех и т.п. Проще говоря, они учатся, даже не подозревая об этом. К сожалению, такой навык с возрастом ослабевает.
Значит ли это, что повзрослев, изучать иностранные языки — бессмысленно?
Отнюдь. По мере того, как человек становится старше, его мозг усложняется и набирается опыта, а способность осознанного обучения растёт. Взрослым, возможно, придется изучать грамматику, применяя сложные методики, но, в результате, объем приобретенных знаний и навыков будет куда большим.
Не стоит забывать и о том, что на бессознательное освоение родного языка до уровня беглой речи у малыша уходит около 5-6 лет. В то же время, правильный подход позволяет взрослому человеку начать бегло говорить на иностранном языке уже через год.
В этом помогают имеющиеся знания о родном языке.
Опыт изучения первого, помогает взрослым в изучении второго. В то время, как детвора только начинает понимать собственный, мамы и папы уже имеют обширные знания по грамматике, орфографии, пунктуации. Это значит, что взрослые инстинктивно понимают, как устроен язык и что важно для его правильного использования.
Весь опыт проецируется на другой язык, позволяя быстрее разобраться в его конструкции, даже если она отличается от родного. Умение выделять закономерности и применять их на практике, даёт взрослым людям заметное преимущество и уменьшает количество ошибок.
Не стоит забывать и о разнице в ожидаемых результатах
Ошибкам в детской беглой речи придается меньшее значение. От ребенка не требуют разговаривать лучше носителя языка того же возраста. С другой стороны, взрослому человеку для приобретения языковых навыков на уровне семилетней девочки потребуется немалый объем теоретических знаний, о которых она даже не слышала. Именно благодаря теории взрослые люди смогут достичь этого уровня не за семь лет, а за несколько месяцев.
Разнятся и стандарты, предъявляемые к беглой речи
В отличие от взрослых и подростков, детишки владеют меньшим словарным запасом и используют менее сложные конструкции предложений. Зрелое поколение должно уметь разговаривать на более широкий круг тем, пользоваться большим лексическим багажом. Старшие должны уметь адаптироваться к соответствующей обстановке, а это означает, что свободно говорящим взрослым необходимо знать сленг, рабочий жаргон и другую специальную речь, которая, в основном, не имеет отношения к ребенку. И, хотя может показаться, что маленькие дети почти сразу начинают говорить бегло, следует помнить о различиях в том, что означает «беглая» речь в разных контекстах.
В каком же возрасте лучше изучать иностранный язык?
Бесспорно, взрослые обладают теми же способностями, что и дети. Различаются лишь сам процесс и ожидаемые результаты. Не осознаваемое восприятие информации в детстве с годами ослабевает, но способность улавливать принципы построения другого языка никогда полностью не исчезает. Более того, последние исследования показывают, что зрелые люди, в целом, лучше усваивают новые элементы языка. И, если посвятить этому достаточно времени и сил, то его можно выучить в любом возрасте.