Сколько лет школе?

Два тысячелетия назад в Афинах стоял храм бога Аполлона Ликейского. В рощу возле него педагоги (так называли рабов, специально обученных уходу за детьми) приводили наследников состоятельных граждан. По имени бога место стали называть лицеем. Юные афиняне учились здесь красноречию, игре на кифаре — древнем музыкальном инструменте — и письму. Писали на свитках папируса и на пергаменте. Лист, сложенный вдвое, называли «диплом», вчетверо—«тетрадь» (по-гречески «ди» — два, «тетра» — четыре).

Недалеко было специальное помещение, где юноши и девушки сызмала готовились к трудной походной жизни — упражнялись в беге, борьбе, в метании копья. Место этих упражнений называлось «гимнасий».

Слова «лицей», «гимназия» возникли давно, а латинское «схолия», (созвучное школе) — «ученье» — много веков спустя в лексике средневековых горожан. «Схолар» похоже на «школяр».

Средневековая школа. Полутемная комната со сводчатым потолком, как правило, при монастыре или церкви. Все сидят вместе: и новички, и «ветераны», у которых уже прорезывается борода. Старшие — на скамьях, новички — на полу, на соломе— «для привития послушания». Столов нет. Читают хором латинские молитвы, заучивают их наизусть. Главное запомнить побольше молитв. Тут же с пучком розг у пояса — монах-учитель. Во время урока он порет розгами нерадивых. Домашних заданий не было, так же как и учебников.

Кстати, и писать эти задания было не на чем: пергамент очень дорог, а бумагу в Европе впервые стали изготовлять лишь в 1290 году из тряпок и крапивы. И она стоила весьма дорого несколько веков, пока не наладили производство из древесины.

Чернила тоже были дороги: их делали из смеси сажи с маслом. Иногда еще добавляли полынь, чтобы книги, написанные такими чернилами, не поедали мыши. Писать красными чернилами было исключительной привилегией королей. Стоили такие чернила еще дороже, ведь для их приготовления использовали золото. Рукописи, написанные красными чернилами, называли «хризографий», что значит «письмо золотом».

Промокательную бумагу изобрели значительно позднее, а пока текст, написанный чернилами, для просушки посыпали песком. Писали заостренными гусиными перьями, причем больше ценились перья из левого крыла — их изгиб удобнее. Стальные перья появились лишь в конце XVIII века, а в современном виде — с 1830 года.

Конкурентом чернил и гусиных перьев с середины XII века стали предки наших карандашей—свинцовые палочки. Они оставляли мутный след на бумаге. А школяры победнее писали на аспидных досках, сделанных из сланца.

В средние века школьное и университетское образование не разделялось. Университеты были как бы старшими классами школы. «Схолары», желающие учиться дальше, посещали вначале занятия на так называемом «артистическом» факультете, где изучали «семь свободных искусств». Первой шла латинская грамматика (в стихах). Затем — логика и диалектика, потом — арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Интересно, что многие учебники писались в стихах, даже знаменитая «Арифметика» Магницкого, по которой учился Ломоносов, была зарифмована. При таком методе обучения приемных экзаменов, конечно, не существовало. После артистического факультета «схолары» посещали лекции на одном из трех «старших» факультетов — юридическом, медицинском или богословском. По окончании учебы никакого документа типа «аттестата зрелости» не выдавалось. Это появилось значительно позднее, после эпохи Возрождения.

Когда в начале XVI века возникла первая общеобразовательная гимназия, в ее программу были включены все эти предметы, а кроме них — греческий язык и природоведение. В природоведение входило знакомство с началами механики и географии. Эта первая гимназическая программа содержала в себе основные черты того круга знаний, который впоследствии стали определять как «общее образование». Открытие такого учебного заведения было большим событием для своего времени. Люди привыкли к сложившейся веками системе средневековой школы, и, вероятно, появление общеобразовательной гимназии казалось им таким же захватывающе новым делом, как нашим современникам открытие физико-математических школ.

Впрочем, истоки специализированных школ тоже уходят в далекое прошлое. Три века назад выдающийся чешский педагог Ян Коменский ввел в программу своей школы уроки ремесел. Вскоре это новшество было подхвачено многими другими школами. Вместе с ремеслами стали более углубленно преподавать математику, начала физики и астрономии.

Обучение в таких школах было дешевле, чем в гимназиях, поэтому оно привлекло в основном детей из так называемого «третьего сословия». Аристократия иронически относилась к знаниям прикладного характера, считая настоящим образованием лишь классическое. Так еще три века назад в школе наметились две линии, которые существуют и до сих пор. Очень четко они были выражены в организации среднего образования в дореволюционной России.

Существовали реальные училища, в которых «мертвые языки» — латынь и греческий — не изучались, зато большое внимание уделялось физике, естествознанию, географии. Выпускники реальных училищ имели право поступать в технические институты. А чтобы поступить в университет, они должны были дополнительно сдать классические языки. Уже в прошлом веке кипели споры о преимуществах и недостатках «классиков» и «реалистов».

Одной из первых и самых прославленных школ физико-математического профиля стала Парижская политехническая школа, созданная после Великой Французской революции решением конвента. Ее основатель, знаменитый математик Монж, видел в новой школе средство удовлетворить потребности своей страны в высокообразованных инженерах и ученых. Сюда принимали на основании строгих конкурсных экзаменов 16-летних юношей. Обучение было рассчитано на два-три года. Изучали начало высшей математики, механики, физики, астрономии, инженерное дело.

Преподавание в классической гимназии и учебных заведениях, построенных по ее образцу, за прошедшие века мало изменилось. А в специальных школах шли постоянные поиски более гибких методов обучения. Так, в начале прошлого века большую ярость среди ревнителей классического образования вызвал метод Ланкастера. Помните, в «Горе от ума» гости Фамусова говорят об «этих, как бишь их, ланкарточных взаимных обучениях». В этом методе десять начинающих школьников вначале попадали под начало к старшему и хорошо успевающему школьнику — так называемому «монитору». 10 мониторов, в свою очередь, обучались в группе, которой руководил еще более старший ученик, и т. д. При этом полученные знания надежно закреплялись, когда ученик сам выступал в роли преподавателя. Учитель организовывал и контролировал всю работу. Такая система позволяла довольно быстро обучить большое количество учеников. Сам Ланкастер начал свою практику в Англии в начале прошлого века в одной школе, а через 11 лет по его системе обучалось в 95 школах 30 тысяч человек. «Ланкастерские училища» существовали и в России.

А такому важному понятию школьной жизни, как каникулы, мы обязаны древним римлянам. Это слово происходит от латинского «каникула», что значит «собака». Так называли римляне самую яркую звезду в созвездии Гончих Псов. В честь ее «каникулярными» назывались дни в конце июня — начале августа, когда стояла сильная жара и занятия учеников прекращались. Наверное, римские юноши хорошо знали эту звезду и в ожидании конца июля с нетерпением наблюдали за ней.

Оцените статью
Образовательный сайт по правописанию слов и изучению иностранных языков