«Борис Годунов» — краткое содержание и пересказ по главам трагедии А. С. Пушкина

Здесь даны основные сведения о трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой трагедии.

Краткие сведения о произведении

«Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина — это первая русская реалистическая трагедия. Посвящена она одному из самых драматических периодов истории России — началу Смутного времени. Пушкин использовал для сюжета трагедии версию убийства сына Грозного, царевича Димитрия, по приказу Годунова. Но версию эту некоторые историки оспаривают.

Отдельное издание трагедии вышло в конце 1830 года с датой издания 1831 год. До этого отрывки печатались в журналах.

Главный герой трагедии

  • Борис Годунов — боярин, брат жены царя Фёдора Иоановича. В конце 16 века стал царём России. Был мудрым правителем и опытным политиком, но не смог заслужить доверие народа, который считал его виновником гибели царевича Дмитрия.

Другие персонажи

  • Григорий — молодой монах. Умный, ловкий, властолюбивый. Сумел втереться в доверие польскому королю, надеясь, что он поможет ему стать русским царём. Самозванец, взошедший на московский трон.
  • Василий Шуйский — князь, ловкий царедворец.
  • Воротынский — князь.
  • Щелкалов — верховный дьяк.
  • Отец Пимен — летописец.
  • Pater Черниковский — мечтал с помощью Самозванца сделать русских католиками.
  • Мнишек — польский магнат.
  • Марина — дочь Мнишка. Надменная, гордая красавица, обольстившая Самозванца и ставшая его женой, надеясь стать московской царицей.
  • Патриарх — глава Русской православной церкви.
  • Маржерет, Вальтер Розен — капитаны. Французы, служившие русскому царю.
  • Юродивый Николка — наивный, доверчивый человек, ходит в веригах и железной шапке.
  • Рожнов — дворянин, попавший в плен к ляхам.

Семья Годунова:

  • Мария — жена.
  • Феодор — сын.
  • Ксения — дочь.

Соратники и приближённые Лжедмитрия:

  • Гаврила Пушкин — дворянин.
  • Князь Курбский — сын Андрея Михайловича Курбского, убежавшего при Иване Грозном к польскому королю Баторию.
  • Карела — атаман донских казаков.
  • Вышневецкий — литовский князь, первым признал Самозванца Димитрием, сыном Ивана Грозного.
  • Басманов — воевода, перешедший впоследствии к Лжедмитрию.

Очень краткое содержание для читательского дневника

После смерти царя Фёдора Иоановича народ уговорил его шурина, Бориса Годунова, стать царём. Тот не сразу, но согласился.

Тем временем из Чудова монастыря сбежал молодой монах Гришка Отрепьев, который задумал выдать себя за царевича Димитрия, спасшегося от гибели. Он мечтал стать московским царём.

Григорий хотел перейти литовскую границу. Там его чуть не поймали сторожевые приставы, но ему удалось убежать. Заручившись помощью литовских князей и польских магнатов, Отрепьев набрал войско и повёл его на Русь.

Самозванцу удалось переманить на свою сторону воеводу Басманова. Большая часть народа признала Самозванца за сына Грозного, Димитрия, и ринулась в Кремль расправляться с царём Феодором, который стал царём после смерти своего отца, Бориса Годунова.

Но народ опередили бояре, которые заставили Феодора и его мать, Марию, выпить яд или же заставили стрельцов убить их. Народу они объявили, что Годуновы отравили себя сами.

Боярин призвал народ приветствовать нового царя — Димитрия Ивановича, но народ молчал, объятый ужасом.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Происходит разговор князей Шуйского и Воротынского. Они говорят о том, что весь народ пошёл к монастырю, чтобы просить Бориса Годунова принять царский венец.

Шуйский говорит, что если Годунов не согласится взойти на престол, то кровь маленького царевича Димитрия пролилась понапрасну. Воротынский сомневается в том, что в гибели царевича виновен Годунов. Шуйский говорит, что был послан в Углич расследовать гибель Димитрия и нашёл свидетельства вины Годунова. Но тот был так спокоен, что Шуйский не решился его обвинить.

Шуйский сказал, что если бы он объявил царю Феодору о вине Годунова, тот бы не поверил, так как полностью находился под влиянием Бориса, а Шуйского бы за навет сослали в заточение.

Воротынский предположил, что совесть мешает Борису вступить на престол, но Шуйский возразил, что тот перешагнёт через это и станет царём.

Князья стали рассуждать о том, что они родом знатнее Годунова и каждый из них мог бы быть царём, но Борис сумел своей смелостью заслужить любовь народа.

Шуйский, взглянув в окно, сказал, что народ возвращается.

Люди говорят, что Годунов не согласился вступить на царский престол.

Вышел на Красное крыльцо верховный дьяк Щелкалов и объявил решение Думы. Собор решил завтра просить царицу, чтобы уговорила Бориса принять царский венец. К нему пойдут святейший патриарх, бояре, дворяне и весь народ московский.

Народ стоит на коленях перед монастырём в надежде, что патриарх и бояре уговорят Бориса стать царём.

Когда Годунов согласился принять венец, народ возликовал.

Борис говорит патриарху и боярам, что принимает со смирением власть. Бояре уверяют его, что не изменят своей присяге. Они с новым царём уходят поклониться гробам прежних властителей России.

Воротынский напоминает Шуйскому об их разговоре, но тот говорит, что притворным злословием хотел его испытать, узнать его тайные мысли.

Отец Пимен дописывает последнее сказание в летописи.

Пробуждается Григорий и говорит Пимену, что ему снился всё тот же проклятый сон. Снилось, что взошёл он на башню, а внизу московский народ со смехом указывал на него. Во сне он падал с башни. Пимен посоветовал Григорию смирять себя постом и молитвой, чтобы не было таких сновидений.

Пимен сказал, что цари тоже утешались в молитве. Григорий спросил о смерти царевича Димитрия. Пимен был в то время в Угличе, в монастыре. Узнав об убийстве, все горожане сбежались к дворцу царицы. Схватили подозреваемых в убийстве, и они сказали, что велел это сделать Годунов.

Григорий спросил каких был лет Димитрий. Пимен ответил, что лет семи, что ныне он был бы ровесником Григория.

Патриарх и игумен Чудова монастыря разговаривают об убежавшем из монастыря иноке Григории Отрепьеве. Перед побегом он сказал, что будет царём в Москве. За такую ересь патриарх решил, чтобы его поймали и сослали в Соловецкий монастырь на вечное покаяние.

Входит царь, и из его монолога ясно, что хотя он шестой год царствует спокойно, в его душе нет покоя. Годунов огорчён, что народ подозревает его в гибели многих людей. У царя плохое предчувствие, у него кружится голова «и мальчики кровавые в глазах». Он признаёт, что всё-таки у него совесть нечиста.

В ней остановились 2 бродяги-чернеца (то есть монахи) и мирянин Григорий Отрепьев. Они хотят достичь границы. От хозяйки корчмы Григорий узнал, что у границы сделали царские заставы, чтобы поймать кого-то, бежавшего из Москвы.

Когда в корчму зашли приставы и по описанию в царском указе узнали в Григории беглого еретика, он выпрыгнул в окно и скрылся.

За ужином один из гостей, Пушкин, поведал Шуйскому, что ему из Кракова племянник, Гаврила Пушкин, написал, что сын Грозного Димитрий жив. Он был слугою в Литве у князя Вишневецкого, а затем признался, что он сын Грозного, Димитрий. Польский король Сигизмунд обещал ему помочь занять московский престол.

Шуйский сказал, что если эта весть дойдёт до народа, быть беде. Он и Пушкин поняли, что нынешний царь может потерять престол.

Годунов узнал от Шуйского, что в Кракове объявился самозванец и польский король за него. Он сказал, что народ может поверить самозванцу, что он царевич Димитрий.

Царь приказал, чтобы Россия оградилась от Литвы заставами. Когда Шуйский ушёл, Годунов говорит себе, что понял, почему 13 лет ему всё снился убитый царевич. В конце монолога он воскликнул: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»

Самозванец уверяет patera Черниковского, что когда станет царём, весь русский народ перейдёт в католичество.

Вошла толпа русских поляков. Они попросили Самозванца взять их на службу. Среди них был князь Курбский, опальные бояре из Москвы, казачий атаман Карела.

Самозванец объявил, что всех их берёт в поход на Москву.

Из разговора Мнишка и Вишневецкого понятно, что Мнишек посоветовал своей дочери Марине не упустить Димитрия, и она его обворожила.

Самозванец пришёл на тайное свидание с Мариной. Она сказала, что решила стать его супругой. Самозванец счастлив и готов отказаться от намерения добиваться русского царского трона. Но Марина говорит, что согласна стать его женой, только если он будет бороться за московский престол.

Досадуя, что она любит только за то, что он может стать царём, Самозванец признаётся, что он бедный инок, а не Димитрий.

Марина рассердилась, что он признался в этом, и пригрозила раскрыть перед всеми этот обман. Но Самозванец сказал, что если даже король поверит Марине, он заставит её молчать. Королю неважно, кто на самом деле Самозванец, который является лишь предлогом раздоров и войны с Россией.

Марина сказала: «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа». Она решила забыть безумный порыв Самозванца и снова считать его за Димитрия.

Марина настойчиво советовала ему скорее вести полки на Москву и занять царский трон.

Первым прискакал к границе князь Курбский. Он, воспитанный за границей, где жил в изгнании его отец, рад, что возвращается в Отечество.

А Самозванец печален, так как его совесть нечиста — он ведёт литовские войска на русский народ. Но он верит, что его грех падёт не на него, а на Бориса-цареубийцу.

Полки перешли границу.

Царь послал на помощь воеводам Трубецкого и Басманова, чтобы усмирили Самозванца, войска которого осадили Чернигов.

Чтобы показать обман злодея, патриарх посоветовал перенести святые мощи Димитрия из Углича в Кремль. Борис был смущён этим советом и молчал.

Князь Шуйский сказал, что народ может возмутиться, что святые мощи потревожили из-за мирских дел. Чтобы не волновать умы людей, Шуйский изъявил готовность пойти на площадь и изобличить перед народом обман Самозванца.

Во время битвы некоторые воины убегают. Их пытаются остановить капитаны Маржерет и Вальтер Розен, но это им не удаётся.

Ляхи побеждают русских и ликуют. Димитрий велит ударить отбой, чтобы пощадить русскую кровь.

Народ ждёт, когда выйдет из собора царь. Говорят, что там поют вечную память царевичу Димитрию, а Гришку Отрепьева дьякон предал анафеме.

Подошёл юродивый в железной шапке и сказал мальчишкам, что у него есть копеечка. Один из мальчишек вырвал копеечку и убежал. Юродивый заплакал: «Взяли мою копеечку; обижают Николку!»

Когда царь вышел из собора, юродивый ему пожаловался на детей и попросил, чтобы царь велел их зарезать, как зарезал он маленького царевича.

Бояре закричали, чтобы его схватили, но царь сказал, чтобы оставили его и попросил юродивого, чтобы он молился за него. Но Николка сказал вслед царю, что Богородица не велит молиться за царя Ирода.

Самозванец допрашивает русского пленника, дворянина Рожнова. Тот рассказал, что Годунов встревожен поражением в битве и послал командовать войсками Шуйского, а Басманова отозвал в Москву.

Пленник сообщил, что войско Бориса насчитывает тысяч 50 воинов.

Хотя у самозванца только 15 тысяч воинов, но он решил завтра вступить в бой с русскими.

Войско Лжедмитрия побито русским войском. Ляхи сообщили, что Курбский погиб в сражении. Самозванец решил ночевать в лесу, а потом идти в Рыльск.

Царь говорит Басманову, что Самозванец собрал рассеянное войско и угрожает русским со стен Путивля.

Царю сообщили, что его ждут иноплеменные гости, и он ушёл.

Вскоре поднялась паника из-за того, что у царя хлынула кровь из ушей и уст.

Борис призвал к себе сына, Феодора. Он велел царевичу, когда вступит на престол, сделать своим советником Шуйского, а командовать войском послать Басманова.

Боярам и Басманову царь приказал целовать крест Феодору и попросил их поклясться верно служить молодому царю. Они поклялись, и царь приготовился спокойно умереть.

К Басманову явился от Самозванца Пушкин и сказал, что тот предлагает дружбу и высокий сан в московском царстве.

Басманов сначала отказался предать Феодора, которому присягал. Потом, подумав о том, что многие города сдавались Самозванцу без боя, что большая часть народа признаёт его за царевича Димитрия, Басманов решил перейти с войском на сторону Отрепьева.

Пушкин говорит народу, что Россия покорилась Димитрию и что все должны признать его за законного владыку.

Народ кричит: «Да здравствует Димитрий!» Толпа ринулась в Кремль убивать Феодора.

Дети Годунова, Феодор и Ксения, заключены под стражу. К ним пришли четверо бояр и трое стрельцов.

Народ слышит в доме шум драки, женский визг и хочет зайти туда, но двери заперты.

Когда смолкли крики, один из бояр вышел на крыльцо и сообщил, что Мария Годунова и её сын Феодор отравили себя ядом.

Народ, объятый ужасом, молчал. Боярин велел людям кричать: «Да здравствует царь Димитрий Иванович!» Но народ безмолвствовал.

Заключение к краткому пересказу

В исторической трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» раскрыты следующие темы:

  • власть и человек;
  • роль правителя;
  • искушение властью.

Основная мысль (идея) этого произведения заключается в том, что попрание совести ведёт людей и государство к катастрофе.

В пушкинской трагедии символ попранной совести — «тень» убитого царевича Димитрия.

Краткое содержание трагедии может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Оцените статью
Образовательный сайт по правописанию слов и изучению иностранных языков