«Детские годы Багрова-внука» — краткое содержание и пересказ по главам повести С. Т. Аксакова

Здесь даны основные сведения о повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этой повести.

Краткие сведения о произведении

Повесть «Детские годы Багрова-внука» написана в 1856 году, а впервые опубликована в 1858 году. Это вторая часть автобиографической трилогии Сергея Тимофеевича Аксакова. Написана эта повесть для детей и посвящена внучке писателя Ольге Аксаковой.

В книге автор описал историю своего детства (жил он в 18–19 веках). Детство писателя прошло на Южном Урале. Имя главного героя повести такое же, как у Аксакова, Сергей, а фамилию автор дал ему другую — Багров. Повествование ведётся от лица этого героя.

В приложении к повести Аксаков поместил сказку «Аленький цветочек», слышанную им от ключницы Палагеи.

Главный герой повести

  • Серёжа Багров — правдивый, чувствительный, добрый, заботливый мальчик, очень любящий свою семью. Он любознателен, любит читать, наблюдать за растениями, животными и птицами, пристрастился к рыбалке и даже ходил на охоту на перепёлок.

Другие персонажи

  • Родители Серёжи:
  • Алексей Степанович — отец, служил в суде, потом вышел в отставку. Этот тихий, спокойный человек любил свою семью, родителей и своё родовое имение Багрово.
  • Софья Николаевна — мать, образованная, умная, чувствительная женщина.
  • Надя — младшая сестра Серёжи, очень привязанная к нему.
  • Маленький братец Серёжи.
  • Ефрем Евсеев — добрый и любивший Серёжу слуга, который сделался в дороге в Паршино как будто его дядькой.
  • Прасковья Ивановна Куролесова — богатая тётушка Серёжиного отца, властная, своенравная, справедливая.
  • Тётушки Серёжи (сёстры отца):
  • Татьяна Степановна — незамужняя девушка, жившая с родителями в Багрове.
  • Александра Степановна — насмешливо относилась к семье брата.
  • Аксинья Степановна — крёстная мать Серёжи, очень добрая, ласковая к детям.
  • Елизавета Степановна — очень гордая, с детьми брата не общалась.
  • Родители отца Серёжи:
  • Степан Михайлович — барин, строгий к крепостным и даже жестокий.
  • Арина Васильевна — его жена, Серёжина бабушка, с внуком была неласкова, жестоко обращалась с дворовыми.
  • Дяди Серёжи (братья матери):
  • Сергей Николаевич — имел талант к рисованию и учил рисованию племянника.
  • Александр Николаевич — молодой человек, очень любящий шутить, смешить окружающих.
  • Волков — адъютант, приятель Сергея Николаевича и Александра Николаевича.
  • Матвей Васильевич — учитель из народного училища. Он был добрый и тихий, когда занимался с Серёжей, но к ученикам в училище был очень строг.
  • Андрюша — ученик народного училища, тихий мальчик, он вместе с Серёжей учился чистописанию.
  • Мавлют Исеич (Мавлютка) — башкирский кантонный старшина, очень высокий и толстый человек.
  • Чичаговы, друзья родителей Серёжи:
  • Пётр Иванович — очень умный человек, он по-доброму относился к Серёже.
  • Екатерина Борисовна — дружила с Серёжиной мамой.
  • Марья Михайловна Мертваго — мать Екатерины Борисовны Чичаговой. Деликатная, умная женщина.
  • Александра Ивановна Ковригина — двоюродная Серёжина сестра, сирота, воспитанница Прасковьи Ивановны. Очень добрая девушка.
  • Дурасов — богатый, тщеславный помещик, у которого был крепостной оркестр и крепостные певицы, выучившиеся пению в Москве.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Эта повесть рассказывает о детстве Серёжи — с третьего до девятого года его жизни, о его нравственном росте.

В главе «Отрывочные воспоминания» рассказывается, что самые первые воспоминания Сергея о своём детстве связаны с кормилицей, маленькой сестрицей и матерью. Затем он помнит себя очень больным, помнит, что его часто возили в деревни, так как мальчик в дороге лучше себя чувствовал.

Ещё он помнит, что как-то в саду услышал визг, это визжал маленький щеночек. Серёжа и мама стали за ним ухаживать и назвали его Суркой.

В следующих главах уже идут последовательные воспоминания. После выздоровления мальчик научился читать. Сосед подарил ему познавательные детские книжки, и Серёжа очень пристрастился к чтению.

Когда заболела мама, отец повёз её к доктору в Оренбург, а дети остались с дедушкой и бабушкой в имении Багрово. Родители отца и его сестра Татьяна Степановна не очень ласково относились к Серёже и его сестрице.

Через месяц с лишним вернулись родители, мать стала чувствовать себя лучше. Вернувшись в Уфу, семья Багровых увидела в своём доме гостей — двух братьев матери. Они были драгунами и приехали в отпуск. От дядей Серёжа первый раз услышал стихи, а один из дядей стал учить его рисовать и писать. Когда дяди уехали, Серёже наняли учителя, и под его руководством мальчик писал прописи.

Весной матери, по совету доктора, нужно было пить кумыс, и Багровы поехали в деревню Сергеевку. Там Серёжа стал азартным любителем рыбной ловли. В конце июля семья уехала домой, в Уфу. А зимой было получено письмо, что дедушка умирает. Когда семья приехала в Багрово, он был ещё жив, но вскоре скончался. Отец решил поселиться в Багрове после того, как выйдет в отставку.

После приезда в Уфу у Серёжи родился братик, отец подал просьбу об отставке и перевёз семью в Багрово.

Там Серёжа самозабвенно удил рыбу и наблюдал за охотой за перепёлками. Он любил природу, но радовался при виде подстреленных куропаток.

Наблюдал мальчик и за полевыми работами, ему нравилась ловкая работа крестьян.

Богатая тётя отца Прасковья Ивановна пригласила его семью гостить в своём селе Чурасово. Там Серёже было скучно, и он с нетерпением ждал возвращения домой.

В главе «Первая весна в деревне» рассказывается, как в Багрове Серёжа сам устанавливал приметы приближения весны. Эта первая весна в деревне запомнилась Серёже не только потому, что он впервые очень внимательно наблюдал, как просыпается природа, но ещё и потому, что он тогда услышал сказки ключницы Палагеи.

Когда он простудился, ключница Палагея стала рассказывать ему сказки («Аленький цветочек», «Жар-птицу» и другие). Выздоровев, Серёжа стал наблюдать, как появляются бабочки, божьи коровки, шмели, пчёлы, муравьи, как птицы вьют гнёзда и выращивают птенцов. Особенно потрясло мальчика, наблюдавшего пробуждение природы, множество перелётных птиц, садившихся на отдых на берега озера и реки.

Отец, Сережин дядька (то есть слуга) Евсеич и Серёжа очень радовались приходу весны. Втроём они с азартом стали удить рыбу.

Мальчик увидел, как крестьяне сеяли зерно в поле и как ловко управляли лошадьми, везущими сохи. А лошадьми, которые везли бороны, управляли деревенские мальчики. Серёжа тоже попробовал бороновать, но у него ничего не получилось, так как идти по вспаханной земле и управлять лошадью без сноровки очень трудно.

Понравилось Серёже и как крестьяне дружно косят траву. Он стал им сочувствовать, когда его тётя сказала, что косить в такую жару очень тяжело.

Серёжа вместе с сестрой собирал цветы и травы, а также червячков. Червячков они помещали в ящики с травой и цветами и наблюдали за их превращением в куколки, а потом в бабочки.

Как-то дворовые женщины поехали за груздями, поехали с ними и отец с Серёжей. Грибов было много, потому что лето было жаркое, с частыми грозами.

Знакомый помещик подарил Серёже две пары двухохлых и мохноногих голубей. Их поместили в огромную клетку во дворе, и Серёжа всё время бегал смотреть на голубей и слушать их воркование. Он заботился о них, давал им корм и воду.

Тётя отца Прасковья Ивановна позвала Багровых к себе в гости в Чурасово. Серёже его и сестрице не хотелось туда ехать, да и отец с неохотой оставлял своё хозяйство. Но всё же пришлось ехать, ведь отец был наследником богатой тётушки и должен был её слушаться. Оставив маленького братца в Багрове, семья поехала в Чурасово. На этом заканчивается глава «Первая весна в деревне». Из этой главы видно, что у Серёжи проявились такие черты характера как внимательность, наблюдательность, любопытство, терпеливость (терпение очень нужно было при рыбной ловле).

Тётя показала свой огромный сад, где поспели яблоки разных сортов. Серёже понравились родники, бьющие из горы.

Осенью семья поехала в Багрово, так как бабушка была очень больна, но живой её уже не застали.

Через некоторое время Серёжа сильно простудился, выбегая в холодную и сырую погоду смотреть своих голубей. За время этой болезни он ещё больше привязался к матери, увидев, как сильно она его любит и заботится о нём.

Скоро пришло письмо от Прасковьи Ивановны, которая снова звала их в Чурасово. Когда Багровы приехали, она очень обрадовалась им.

Из Чурасова мать и отец с Серёжей поехали на две недели в Казань, где мать хотела помолиться тамошним чудотворцам. Сестрицу с собой не взяли, она плакала, плакал и Серёжа, которому было её жалко.

На этом рассказ Багрова-внука о своём детстве закончился, потому что закончилось его детство и началось отрочество.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Сергей Багров сообщает, что помнит события, случившиеся не только в его детстве, но даже в младенчестве. Но не помнит, как они последовательно совершались. Воспоминания его отрывочны. Он решил рассказать только то, что действительно происходило в его детстве, о чём помнит сам, а не то, о чём ему рассказали другие люди о его детстве.

Самые первые люди, о которых помнит рассказчик — это кормилица, мать и его маленькая сестрица.

Кормилицв очень любила Серёжу, она была крестьянкой, и когда перестала кормить Серёжу, вернулась жить в деревню, которая была за тридцать вёрст от Уфы. Чтобы иногда повидать Серёжу, она в субботу вечером выходила из деревни и приходила в Уфу утром в воскресенье. Наглядевшись на Серёжу и отдохнув, она шла в деревню, чтобы успеть на барщину.

Сестрицу Серёжа очень любил и жалел, ему всё время казалось, что она голодна, что ей холодно. Он хотел её одеть в свою одежду и дать ей свою еду, но ему этого не разрешали, и он горько плакал.

Мать присутствует в каждом воспоминании Сергея, её образ неразрывно соединялся с его существованием.

Затем рассказчик начинает помнить себя уже очень больным и слабым. Он помнит, как однажды проснулся в незнакомой комнате со стенами из сосновых брёвен. В комнате был смолистый запах. Оказалось, что Серёжу привезли в деревню. Там ему стало легче, у него появился аппетит.

Родные заметили, что больной мальчик лучше чувствовал себя в дороге, и часто мать или няня сидели с ним в карете, стоящей в сарае или во дворе. Тогда мальчик успокаивался и меньше плакал. Мама старалась часто ездить с сыном в деревни своих братьев и к знакомым помещикам, потому что она заметила, что дорога ему полезна.

Однажды в долгое путешествие поехал с ними и отец. Серёжа утром почувствовал себя плохо и так ослабел, что пришлось его вынести из кареты и положить на постели на лесной поляне, в тени деревьев. Ему стало гораздо лучше, и он упросил остаться там подольше, и с поляны уехали только поздно вечером. С той поры Серёже становилось лучше, и через несколько месяцев он выздоровел.

В самой середине своего выздоровления, когда Серёжа уже мог вставать с кровати, сидеть на окошке и смотреть в сад, он услышал жалобный визг и попросил, чтобы узнали, кто это плачет. Когда ему принесли маленького щеночка, который жалобно визжал, Серёжа закутал его, а мама научила его лакать молоко. Назвали пёсика Суркой, он стал жить во дворе и очень любил Серёжу и его мать.

Серёжа, наконец, выздоровел и, став взрослым, стал приписывать своё спасение милосердию божию, вниманию и заботе матери и дороге, то есть воздуху и движению.

После выздоровления Серёжа сначала был тихим, робким, очень жалостливым, трусоватым. Няня рассказывала ему «о буке, о домовых и мертвецах», и он стал бояться темноты. Мальчик научился читать и постоянно читал книжку для детей «Зеркало добродетели».

Сосед Багровых, узнав, что Серёжа любит читать, подарил ему двенадцать книжек из собрания «Детское чтение для сердца и разума». Серёжа был очень рад и читал их с восторгом. Из этих книжек он узнал, что такое воздух, молния, облака и о многом другом.

Серёжа стал замечать, что его мама нездорова, она бледнела, худела и слабела. Решено было, что отец повезёт мать в Оренбург, к доктору, который излечивал очень больных людей. Серёжу и его сестру решили отвезти в Багрово и оставить на время с дедушкой и бабушкой.

В летнее утро семья поехала в карете к реке Белой. Затем карету переправили через реку на пароме, а семья переехала к другому берегу на лодке с четырьмя гребцами.

Ночевать матери захотелось не в деревне, а в поле. Чтобы сварить суп, развели костёр, а Серёже позволили развести огонёк, и он начал хлопотать, чтобы развести маленький костёр. Ему помогал добрый, любящий его слуга Ефрем Евсеев, который в дороге сделался как будто дядькой Серёжи, то есть его личным слугой.

Утром продолжили путь. Вдали синела река Дёма. На берегу этой реки Серёжа первый раз стал удить рыбу, и с той поры уженье стало его страстью.

Утром заехали в Паршино, село которое принадлежало тёте Серёжиного отца Прасковье Ивановне. Там отец осмотрел всё хозяйство для того, чтобы потом написать о его состоянии тётушке.

В селе хлебные клади были полны. Староста Мироныч показал приехавшим барам конный завод, родники и мельницу.

От Парашина до Багрова было более сорок вёрст. Ночёвку назначили на берегу реки Ик, но мать сказала, что ночью около реки будет сыро и захотела ночевать в деревне.

Серёжа был очень огорчён, так как хотел вечером ловить рыбу. Отец сказал, что он попросит, чтобы хозяин избы довёз их до Ика, чтобы там поудить рыбу. Мама с большим неудовольствием отпустила сына на рыбалку, поэтому чувствительному мальчику в этот раз ужение рыбы не приносило радости, и он попросил отца отправить его с Евсеевичем к матери.

В Багрово жили родители Серёжиного отца и его сестра Татьяна Степановна. Бабушка и тётушка были не очень ласковы к Серёже, его сестре Наде и матери. Мать переживала, что придётся здесь оставить детей, пока она с мужем съездит в Оренбург к доктору. От переживаний она заболела, а когда ей стало получше, родители уехали из Багрова. С детьми остались Евсеич и няня.

Родители уехали на месяц с лишним. Погода была сырая, и дети сидели дома, не гуляли. В гостях в Багрове побывали три тётушки. А Евсеич за эти пять недель совсем сделался дядькой Серёжи, и мальчик очень его полюбил.

Дед Серёжи был сначала с ним неласков, но впоследствии полюбил его (когда увидел, что внук любит не только мать, но и отца).

Наконец родители вернулись из Оренбурга. Доктор там лечил мать, и ей стало лучше. Доктор посоветовал ей весной пить кумыс.

Вернувшись в Уфу, Багровы увидели в своём доме гостей: братьев матери, Сергея Николаевича и Александра Николаевича. Они служили в драгунском полку и приехали на несколько месяцев в отпуск. Дяди Серёжи были молодыми, весёлыми, ласковыми. Когда мальчик почувствовал любовь к себе от них и друзей отца, стал более смелым и бойким. Сергей Николаевич учил его рисовать, от дядей мальчик узнал, что такое стихи.

Однажды дяди Серёжи и их приятель адъютант Волков начали дразнить мальчика. Сначала его уверяли, что вышел указ дворянам отдавать старшего сына в солдаты, потом уверили, что Волков хочет жениться на его маленькой сестрице и увезти её в поход. Затем сказали, что деревню Сергеевку, которая считалась собственностью Серёжи, мать и отец отдают в приданое его сестрице и Волкову. Серёжа в бешенстве схватил деревянный молоток и кинул его в Волкова.

За это мальчика поставили в угол, и он так расстроился, что заболел, а когда начал выздоравливать, попросил прощения у Волкова и дядей. Они поцеловали его и обещали больше не дразнить.

Сергей Николаевич стал учить Серёжу писать, а перед отъездом в полк дядя посоветовал отцу мальчика взять ему учителя из народного училища, Матвея Васильевича. Серёжа ленился писать прописи, и, чтобы он охотнее занимался, с ним посадили писать Андрюшу, который начал учиться чистописанию в народном училище у этого же учителя.

Однажды мать послала Серёжу в народное училище вместе с Андрюшей. Евсеич передал мальчиков с рук на руки Матвею Васильевичу. В классе учитель, такой добрый и тихий в доме Багровых, вдруг стал сердитым и велел ученику, не знавшему урок, встать на колени позади доски, где уже стояло трое мальчиков. В конце урока Матвей Васильевич позвал сторожей, и те стали сечь прутьями мальчиков, стоящих на коленях. Когда урок закончился, высеченные мальчики выбегали из класса весёлые и резвые, как и другие ученики.

Дома Серёжа плакал и негодовал на Матвея Васильевича, но мать стала его успокаивать, говоря, что «родители высеченных мальчиков благодарят учителя за строгость». Но Серёжа не мог примириться с тем, что учитель так зверски кричал на учеников в училище, и родителям пришлось отказать Матвею Васильевичу от дальнейших занятиий с Серёжей.

Весной Багровы поехали в деревню Сергеевку, названную в часть Серёжи, в которую перевезли избы и амбары и перевели в них крепостных крестьян. Эта новая деревня находилась на земле, которую отец мальчика купил у башкир. Землю назвали Сергеевкой пустошью, она находилась не очень далеко от Уфы, около реки Белой. Там было много озёр.

Семья поселилась в новой избе без дверей, вместо которой пока повесили ковёр.

Серёжа был в восторге от того, что в озере Кишки было много рыбы, и пропадал на рыбалке.

Чтобы мать пила кумыс, отец договорился с одним из вотчинников, продавших Сергеевскую пустошь, башкиром Мавлютом Исеичем, которого за глаза звали Мавлюткой, чтобы одна из его семи жён каждый день приводила кобылу, доила её и делала их молока кумыс. Увидев Мавлюта Исеича, Серёжа был изумлён его высотой и толщиной.

Питьё кумыса помогло Серёжиной матери поправить здоровье. Но в конце июля травы стали зрелыми и даже начинали сохнуть, поэтому кобылье молоко потеряло целебное свойство, и Багровы переехали в Уфу.

В Уфе сосед Аничков подарил Серёже очень много книг. Особенно мальчику понравились сочинения Сумарокова и поэма Хераскова «Россиада».

Однажды по улице промчался губернаторский ординарец-казак и всем кричал, чтобы шли в церковь присягать новому императору. Оказалось, что государыня Екатерина Алексеевна скончалась, и теперь в России будет государем её сын Павел Петрович.

Отец Серёжи получил письмо из Багрова, в котором сообщалось, что дедушка умирает. На другой вечер семья Багровых выехала из Уфы в родовое имение.

Дорога продолжалась почти двое суток. Был сильный мороз. Когда уже подъезжали к Багрову, возок, в котором ехал Серёжа со служанкой и сестрой, опрокинулся. Хорошо, что возок быстро подняли, иначе Серёжа бы задохнулся от упавших на его лицо подушек.

Когда приехали в Багрово, дедушка был ещё жив. Серёжин отец не спал две ночи, сидя около умирающего дедушки. Когда дедушка скончался, в доме поднялся плач и вой. Отец решил выйти в отставку и поселиться в Багрове.

Скоро у Серёжи родился братец, затем отец подал просьбу в отставку, и семья собралась переезжать из Уфы в Багрово.

Бабушка обрадовалась, что в Багрово приехали настоящие хозяева, но Серёжина мать сказала, что хозяйкой по-прежнему остаётся бабушка. Отец целыми днями был занят хозяйством, а Серёжа удил рыбу и ходил смотреть на охоту с ястребами на перепёлок.

В гости к Багровым приехали их друзья, муж и жена Чичаговы, которые тоже переехали из Уфы в деревню в 30 верстах от Багрова.

Бабушка после смерти дедушки переменилась, видно было, что жизнь ей не мила. Серёже было её жалко, и он сказал, что её надо утешить. Отец посоветовал ему ходить с сестрой почаще к бабушке, чтобы ей было веселее.

Серёжа с сестрицей стали бегать к бабушке по нескольку раз в день. Но однажды мальчик увидел, как бабушка не угодившую ей крестьянскую девочку схватила за волосы и стала бить плёткой. С этого времени Серёжа ходил к бабушке только здороваться и прощаться.

Серёжа попросился ехать с отцом в поле, и увидел там, как крестьяне накладывали вилами в телеги снопы. Потом отец показал мальчику работу крестьянок, молотивших гречу цепами, чтобы зёрна отделились от соломы. Затем посетили гумно, где крестьяне складывали снопы в клади.

Мальчик понял, что крестьяне и крестьянки гораздо «искуснее и ловчее», так как умеют делить то, что не умеют господа, и ему захотелось выучиться крестьянским работам.

Поздней осенью Серёжа с родителями приехал в гости к Чичаговым в их имение. Пётр Иванович Чичагов был живописцем и архитектором. От него Серёжа узнал, «что такое математический инструмент, что такое палитра и масляные краски и как ими рисуют». Пётр Иванович подарил мальчику две тома сказок «Тысяча и одна ночь», которые очень понравились ему.

С Чичаговыми жила тёща Петра Ивановича Марья Михайловна, тихая, добрая старушка. А в особом флигеле жил её сын Иван Борисович, молодой человек, сошедший с ума. Мать сына очень любила и не стесняла его свободы.

Скоро после возвращения в Багрово семья снова собралось в дорогу: богатая тётя отца Прасковья Ивановна Куролесова потребовала, чтобы отец, который был её наследником, показал своё семейство.

В селе Чурасово у Прасковьи Ивановны всегда было много гостей. Прасковья Ивановна и её молодая воспитанница Александра Ивановна Ковригина очень полюбили Серёжину мать.

Несмотря на то, что дом Прасковьи Ивановны всегда был полон гостями, мальчику там было скучно, он читал книги и нетерпеливо желал поскорее вернуться в Багрово.

Наконец семья вернулась в Багрово, тётушка Татьяна Степановна и бабушка очень обрадовались этому. Как-то приехала сватать Татьяну Степановну за своего сына соседняя помещица. Она привезла с собой и сына, очень толстого молодого человека. Жених за обедом ужасно много ел, а после обеда начал дремать. После их отъезда жениху дали знать, что невеста не пойдёт за него замуж.

Приближение весны волновало Серёжу. Погода была мокрая, поэтому его не выпускали из дома. Из окон он наблюдал за появлением проталин. Когда Евсеич сообщил, что с юга летит очень много птиц, Серёжа выпросил позволения у матери, одевшись потеплее, посидеть на крылечке, которое выходило в сад, прямо над озером Бугуруслан. Дул сырой, сильный ветер. Все берега были усыпаны птицами, по воде плавало много уток.

Затем установилась тёплая погода, и мать разрешала Серёже и его сестрице бегать по высохшим местам. Несмотря на все предосторожности, мальчик простудился. Скорому выздоровлению мешала бессонница. Для того, чтобы Серёжа скорее засыпал, позвали ключницу Палагею, великую мастерицу рассказывать сказки. Рассказала она сказку «Аленький цветочек». Сказка так возбудила любопытство мальчика, что он очень долго не мог заснуть. Тогда мама разрешила ему слушать сказки Палагеи только днём. До выздоровления Серёжа каждый день слушал по одной сказке и из-за этого меньше тосковал об оживающей природе.

Наступила Пасха. Серёжа заметил, что кулич для дворовых людей не такой белый, как для господ, и спросил: «Отчего Евсеич и другие кушают не такой же белый кулич, как мы?» Мать ответила, что это не его дело.

Этот светлый праздник сделался печален из-за того, что утонул мельник, который переходил пьяным вброд затопленную урему (пойменное место, часть речной долины с кустами).

После Пасхи Серёже стало не до чтения и не до письма, потому что пришла настоящая весна: зацветают черёмухи, жаворонки поют в небе, появляются божьи коровки, бабочки, пчёлы, шмели. Он бегал в рощу смотреть, как сидят на яйцах грачи, как оживают муравейники и как муравьи принялись за свои работы.

Когда распустились листья на деревьях и кустарниках, запели соловьи. Пение их приводило Серёжу в восторг и сначала мешало спать. В дальнейшем воспоминания об этой весне разливали  тихую радость в душе Сергея Багрова.

Когда слила полая вода и река вошла в свои берега, Евсеич приготовил Серёже три удочки разного размера. Мальчик стал ходить с отцом и Евсеичем на рыбалку. Удили рыбу они с азартом.

Однажды мать отпустила Серёжу посмотреть на полевые работы, и он поехал на поля с отцом. Он увидел, как крестьяне сеют хлебные семена, как они управляют лошадьми, везущими сохи и бороны. «Важность и святость труда» глубоко поразили мальчика.

Серёжа хотел научиться бороновать землю и стал просить родителей, чтобы они заставили его бороновать. Мать сказала, что пашня и бороньба — не его дело, но позволила ему попробовать бороновать землю. Оказалось, что ходить по вспаханной земле и править лошадью очень трудно.

Летом Серёже очень понравилось, как крестьяне косили траву, широко и ловко размахивая косами. Дома он с восторгом рассказал об этом. Тётушка сказала, что в такую жару косить очень тяжело. Её слова заставили мальчика задуматься.

Сестрица Серёжи вместе с ним собирала травы и цветы, наблюдала за гнёздами маленьких птичек, смотрела, как росли птенчики. Дети собирали червячков, держали их в ящиках, разложив туда травы и цветы, и наблюдали, как червячки превращались в куколок, а из куколок в бабочек.

Лето было жаркое, часто были грозы, появилось много грибов. Отец с Серёжей, тётушкой и дворовыми женщинами ездили за груздями.

Серёже один помещик подарил две пары ценных мохноногих и двухохлых голубей. Для них сделали огромную клетку, и мальчик постоянно бегал к ней послушать воркование голубей. Он следил, чтобы у них всегда был корм и вода в корытце.

Серёже и его сестрице очень не хотелось ехать в Чурасово к тёте отца Прасковье Иванове . Отцу тоже не хотелось оставлять своё хозяйство, но он не смел ослушаться своей богатой тётки, которая непременно хотела показать им свой огромный сад, когда там поспели яблоки, груши и вишни. Мать же собиралась в Чурасово очень охотно. 2 августа, оставив на попечение бабушки и тётушки маленького братца, Багровы поехали к Прасковье Ивановне.

В дороге мать была очень весела. Она считала, что её болезни происходят от низкого и сырого места, в котором расположено Багрово. Когда кормили лошадей в селе Никольском, лакей позвал господ от лица богатого помещика Дурасова на обед. Дурасов показал им двух свиней, привезённых из Англии. Свиньи были огромные и жили в красивом домике, в двух больших комнатах, а в третьей жили скотник и скотница, которые ухаживали за ними.

За обедом гостей развлекал оркестр и две крепостные девушки, выученные в Москве пению.

Путешественники переправились через Волгу в Симбирск, затем отправились в Чурасово. Прасковья Ивановна очень им обрадовалась и сразу повела в свой сад. Там поспели различные породы яблок. Особенно понравились Серёже сильные родники, которые били из горы.

Скоро мальчику стало скучно в Чурасове, он с грустью вспоминал Багрово, где сейчас была отличная рыбалка и охота за перепёлками.

В конце сентября отец сказал Прасковье Ивановне, что им пора ехать домой, что матушка слаба и нездорова, но его тётя и слышать не хотела об их отъезде. Отец повиновался. Но когда пришло письмо из Багрова, что его матушка очень больна, Прасковья Ивановна отпустила их и раскаивалась, что не отпустила раньше.

Всё время шёл дождь, на Волге ходили огромные волны, перевозчиков на берегу не было. Но отец послал отыскать их. Перевозчичий староста предложить заночевать у него и переправиться на заре, когда утихнет ветер.

Утром поплыли на лодке через Волгу. На середине реки в лодку стала поступать вода, и двое гребцов выливали её ковшом и шляпой. Когда достигли берега и перевернули лодку, оказалось, что у кормы она проломлена чем-то острым.

После ненастья образовалась грязь, и лошади шли очень медленно. Затем грязь замёрзла, выпало много снега, ехать стало ещё тяжелее. Мать захворала, и пришлось остановиться на время в чувашской избе.

Только на седьмой день добрались Багровы до Неклюдова, имения двоюродной тётушки Серёжи, и там узнали, что его бабушка скончалась. Отец рыдал более часа.

После обеда и кормёжки лошадей, Багровы выехали из Неклюдова.

В Багрове на дворе их встретили радостным лаем Сурка и Трезор (легавая собака), а на крыльце стояли все четыре тётушки и двое дядей, Каратаев и Ерлыкин.

Серёжа увидел, что его братец вырос и стал лучше говорить.

Через несколько дней Серёжа простудился, потому что погода была сырая и холодная, а он несколько раз бегал смотреть своих ястребов и своих голубей. В жару и в забытьи он пролежал трое суток, а через неделю выздоровел. За это время Серёжа понял, как сильно мать его любит, и его привязанность к ней выросла ещё больше.

Вскоре Прасковья Ивановна позвала их приехать в Чурасово. Чтобы тётушка не прогневалась, отец решил ехать сам и везти свою семью, а его сестра Татьяна Степановна ехать наотрез отказалась.

Серёжа отъездом был очень огорчён, так как ему понравилось ловить птичек, как научил его Евсеич. Птичек он сажал в клетки и в большой садок у крыльца. Там он поставил водопойку и две небольшие берёзки, на которых птички сидели, навалил на пол корм и радостно наблюдал за птичками.

Когда лёг зимний путь, Багровы поехали в Чурасово, в этот раз взяли с собой и Серёжиного братца.

В Никольском помещика Дурасова не было, и Багровы остановились у зажиточного крестьянина. Этот умный мужик смешил их рассказами о своём барине. Серёжа сделал для себя открытие: крестьянин насмехался над барином, а мальчик всегда думал, что крестьяне относятся к господам с благоговением.

Через пять дней после выезда из Багрова, показалось Чурасово. Прасковья Ивановна очень обрадовалась Багровым. После наступления Нового года мать спросила Серёжу, хочет ли он поехать с ней и отцом в Казань. Мать хотела там помолиться тамошним чудотворцам.

Узнав, что Серёжа едет в Казань, а её туда не берут, сестрица принялась плакать. Серёже стало её очень жаль, и он попросил мать оставить его в Чурасово. Узнав, почему он не хочет ехать, она сказала, что ни за что не оставит его, что они проездят всего две недели и что сестрица скоро плакать перестанет.

3 января Багровы поехали в Казань. Серёжа вместо радости, что увидит новый город, ощущал горе. Ему было жаль сестрицу, и он потихоньку плакал.

На этом месте прекращается повествование Багрова-внука о своём детстве. Дальнейшие рассказы уже относятся к его отрочеству.

Заключение к краткому пересказу

В повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» раскрыты темы:

  • жизнь провинциальной дворянской семьи в конце 18 века;
  • становление личности человека;
  • любовь к природе.

Основная мысль (идея) повести «Детские годы Багрова-внука»: личность ребёнка формируется под влиянием семьи. В детстве в человеке раскрываются все его способности. Поэтому в семье к детям нужно относиться внимательно, помогать раскрывать их задатки, поддерживать любовь к чтению и природе.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Оцените статью
Образовательный сайт по правописанию слов и изучению иностранных языков