«Иуда Искариот» — краткое содержание и пересказ по главам повести Л. Н. Андреева

Здесь даны основные сведения о повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой повести.

Краткие сведения о произведении

Повесть Леонида Николаевича Андреева «Иуда Искариот» впервые была опубликована в 1907 году. В ней использован «евангельский сюжет о предательстве Иуды своего учителя — Иисуса Христа». Автор истолковал мотивы предателя по-своему. Он пытается понять противоречивую личность этого человека, его психологию. Видно, что писатель хочет доказать, что в этом предательстве Иуды было больше любви к Иисусу, чем у прочих его учеников.

М. Горький одобрительно отозвался об этом произведении, но сам автор и многие прогрессивные литературные критики остались повестью недовольны. Например, А. Луначарский увидел в ней стремление Андреева возбудить симпатию к предателю и антипатию к человечеству.

Главные герои повести

  • Иисус Назарей — бродячий проповедник из Галилеи, за которым следуют его ученики. Добр к людям, особенно к отверженным. Исцеляет больных.
  • Иуда из Кариота — человек дурной славы, лживый, насмешливый, любит ссорить людей. Лицо его необычно: половина живая, подвижная, а другая половина — со слепым глазом, гладкая и застывшая. Это хорошо отражает противоречивость его личности.

Другие персонажи

  • Пётр — энергичен, жизнелюбив, громогласен, силён.
  • Иоанн — наивный, честолюбивый молодой человек, озабочен тем, чтобы постоянно быть любимым учеником Иисуса.
  • Фома — рассудителен, серьёзен, молчалив, но слишком осторожен и упрям.
  • Матфей — любит наставительно напоминать изречения мудрецов. Знаток Святого Писания.
  • Мария Магдалина — почитательница Иисуса, раскаявшаяся блудница. Молода и стыдлива.
  • Анна — старый первосвященник, боялся народного бунта, поэтому был осторожен.
  • Каиафа — первосвященник, зять Анны. Честолюбив, надменен.
  • Пилат — римский префект Иудеи, признавший Иисуса невиновным, но приговоривший его к казни, подчинившись желанию народа.

Очень краткое содержание для читательского дневника

К Иисусу, странствующему со своими учениками, присоединился Иуда. Скоро Иисус понял, что он не любит людей, и стал его сторониться.

Иуда любил только Иисуса, считал его учеников лживыми и глупыми и только себя — достойным быть ближе к Христу в царствии небесном.

Иуда сказал первосвященнику Анне, что его учитель хочет отобрать власть у священников и нужно его схватить. За своё предательство он получил 30 серебряников.

Затем предатель окружил учителя вниманием и лаской, а ученикам говорил, чтобы они вступились за Христа в минуту опасности.

Когда Иисус с учениками ночевали в Гефсиманском саду Иерусалима, Иуда привёл туда воинов, сказал им, что тот, кого он поцелует, — Христос. После поцелуя предателя Иисус был схвачен солдатами, а ученики не вступились за него.

После казни Христа Иуда сказал первосвященникам, что его учитель был невиновен, и бросил 30 серебряников в лица судей и Анны.

Ученикам Христа Иуда сказал, что они предатели, а они ответили, что не смогли бы отбить учителя у многочисленных солдат.

Иуда повесился на горе, надеясь, что на небесах Иисус поймёт его и вместе с ним вернётся на землю.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

По Иудее странствовал философ-проповедник Иисус Христос вместе со своими учениками. Там к ним присоединился Иуда. проповедника многие предупреждали, что это дурной, коварный, жадный, лживый человек, что он любит ссорить людей. Но Иисус, который жалел отверженных и нелюбимых, принял его и приблизил к себе.

Иисус поручил ему ящик с деньгами. Иуда стал покупать необходимую одежду, пищу, раздавал милостыню.

Он часто развлекал своих товарищей рассказами, и всегда у него выходило, что все люди плохие.

Однажды Пётр спросил Иуду, любит ли он Иисуса, и тот отрывисто ответил: «Люблю».

Когда Иисус понял, что Иуда думает обо всех людях плохо, он стал его как бы не замечать. Того это удручало и обижало. Он считал, что учитель боится его, а любит других учеников, глупых, лживых предателей.

Когда Иуда утаил из казны немного денег, Пётр притащил его к Христу, но тот сказал, что деньги общие, и каждый может брать столько, сколько захочет. Все согласились с этим.

Скоро все заметили перемену в поведении Иуды: он стал серьёзен и прост.

Однажды Иоанн, любимый ученик Христа, спросил Иуду, кто из них будет первым возле учителя в царствии небесном. Тот ответил: «Я полагаю, что ты».

В этот же день такой же вопрос задал ему Пётр, и Иуда ответил: «Конечно, ты!»

Часто Иуда проводил время в уединении, о чём-то размышляя.

Пётр и Иоанн заспорили, кто из них будет первым возле Христа. Оба попросили Иуду сказать, кто будет ближе к Иисусу, и тот тихо ответил: «Я!»

Иуда тайно пришёл к первосвященнику Анне и сказал, что стал учеником Иисуса Назарея только из-за того, чтобы уличить его в обмане людей и предать в руки закона.

Он рассказал, что его учитель ненавидит фарисеев и хочет отобрать у церковников власть.

Анна спросил, много ли у этого проповедника учеников и не вступятся ли они за него. Предатель ответил, что ученики — трусы. Но Анна, который боялся народного бунта, сказал, что Иисус не нужен первосвященникам.

2 раза ещё приходил предатель и говорил, что хочет, чтобы Назарея схватили.

Анна спросил, сколько он хочет получить денег за предательство. Иуда спросил, сколько они дадут. Анна ответил, что 30 серебряников. Начали они торговаться, и когда первосвященник стал в бешенстве прогонять Иуду, тот согласился за эту сумму предать своего учителя. Деньги он спрятал за городом, под камнем.

В последние дни жизни Христа окружил его Иуда вниманием, лаской, любовью, угадывал малейшие желания.

Иисус собирался в Иерусалим, а Иуда предупреждал об опасности, о ненависти фарисеев к Иисусу, их желании убить его.

Ученикам он внушал, что нужно вступиться за учителя в минуту опасности, но они слишком верили в чудесную силу Христа.

Когда проповедник прибыл в Иерусалим, народ восторженно его приветствовал. Но вскоре поползли слухи об опасности для него.

Иисус с учениками пошёл ночевать в Гефсиманский сад.

Он и четверо ближайших учеников пошли в глубину сада и сели. Внезапно Христос поднялся, сказал, чтобы ученики побыли здесь и бодрствовали, а сам ушёл в чащу.

Но усталые ученики уснули. И раздались громкие слова Иисуса, «что предаётся сын человеческий в руки грешников».

Воины с факелами окружили их. Им Иуда шепнул, что кого он поцелует, тот и есть Христос.

Подошёл он к учителю и поцеловал его. Схватили солдаты проповедника, а ученики его сбились в кучку и не препятствовали этому, но мешали солдатам тем, что лезли им под ноги. Тогда солдаты разъярились, и ученики побежали прочь.

Иисуса повели, а за ним крался Пётр. Когда зашли во двор первосвященника, Петра спросили, знает ли он Иисуса, тот ответил отрицательно и, испуганный, ушёл со двора.

Солдаты стали бить в караульне Иисуса, он не сопротивлялся и не кричал. А Иуда наблюдал за избиением через окно и душа его страдала.

Все люди стали презирать Иуду за предательство, но он был равнодушен к этому.

После допроса у Каифы Христа повели к Пилату, и его сопровождала толпа народа. Никто не заступался за Иисуса.

Пилат вывел Христа к народу и сказал, что не нашёл его вины, но люди закричали, требуя его смерти.

Тогда Пилат вымыл свои руки в воде и, подняв их, сказал, что он неповинен в смерти этого праведника. И Христос умер, распятый на деревянном кресте.

Пришёл Иуда к первосвященникам и сказал, что он обманул их, так как Иисус был невиновен, и что они убили невиновного. Бросил он 30 серебряников в лицо первосвященника Анны и судей и пошёл к ученикам Иисуса.

Назвал он их трусливыми предателями, а они оправдывались, что ничего не могли сделать против многочисленных врагов. Но тот укорял их, что они не погибли в схватке с солдатами, освобождая учителя. Пошёл предатель на гору, где над Иерусалимом стояло одинокое дерево, и повесился на его ветке. Надеялся он, что поймёт его Иисус, и вместе они вернутся на землю.

Наутро люди увидели висящего на горе Иуду, сняли его, бросили в овраг и прокляли.

Заключение к краткому пересказу

В повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот» раскрыты темы:

  • психология предательства;
  • добро и зло;
  • любовь истинная и лицемерная.

Основная мысль (идея) повести «Иуда Искариот»: предательство совершил не только Иуда, но и другие ученики Иисуса, а также народ, не выступивший в его защиту.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Оцените статью
Образовательный сайт по правописанию слов и изучению иностранных языков