Здесь даны основные сведения о сказе П. П. Бажова «Каменный цветок», представлено его краткое содержание для читательского дневника и более подробный пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этого сказа.
Краткие сведения о произведении
Сказ «Каменный цветок» был написан Павлом Петровичем Бажовым в 1937 году и вошёл в сборник сказов «Малахитовая шкатулка». В основу произведения легли сказания уральских горнорабочих.
Для читательского дневника рекомендуем прочесть краткое содержание сказа, а его пересказ будет полезен при подготовке к уроку литературы.
В кратком содержании и пересказе использованы некоторые слова в таком виде, как они раньше говорились на Урале, например, парнишко, Данилко.
Главные герои сказа
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
На обучение к Прокопьичу, резчику по малахиту, приказчик направил сироту Данилку Недокормыша. К мастеру и раньше отправляли парнишек в ученики, но он отказывался их обучать — то ли не хотел открывать тайны своего мастерства, то ли считал их неспособными. Данилко пришёлся ему по нраву, так как сразу увидел красоту камня. Чтобы слабый парнишко поправился, Прокопьич давал ему много свободы, но приказчик, узнав об этом, стал давать ему задания на изделия из камня.
Барин решил определить уровень мастерства Данилки и приказал вырезать из малахита чашу на ножке. Барин остался доволен ею и прислал чертёж, по которому Данилко должен был сделать другую чашу с очень сложным узором. Такая работа была Данилке не по нраву — приходилось обрабатывать камень строго по чертежу, не учитывая красоту конкретного образца малахита. От этого в изделии красоты истинной нет.
Тогда задумал молодой мастер кроме этой чаши вырезать другую, в виде цветка, и чтобы красота камня была в ней видна. Мысли об этой работе не давали ему покоя, и Прокопьич решил его женить, чтобы дурь из головы вылетела. А Данилко и сам уже сговорился с Катей Летеминой, что поженятся после того, как заказ барина выполнит.
Готовую чашу, изготовленную по чертежу, другие мастера одобрили, а Данилко не видел в ней красоты. Услышал он от самого старого мастера, что тот постигнет красоту камня, кто увидит каменный цветок. Попадёт такой человек в горные мастера к Хозяйке и будет жить в горе. Очень захотелось парню взглянуть на тот каменный цветок.
Когда перед свадьбой пошёл он на Змеиную горку поискать подходящий малахит, ему явилась Хозяйка. Данила попросил показать каменный цветок, но она стала отговаривать, так как не будет у него другой радости, кроме истинного мастерства, и прежняя жизнь совсем будет немила. Напоминала о Прокопьиче, невесте, но парень упорно просил показать цветок. Повела Хозяйка Данилу в свой сад из самоцветов, увидел там он чудесные каменные цветы.
Вернулся домой Данило сам не свой. Разбил чашу, которую делал в виде цветка, и выбежал из дома. С той поры никто его не видел. Говорили, будто он, лишившись ума, сгинул в лесу. Другие были убеждены, что Данило стал горным мастером Хозяйки.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Не только мастера по мрамору славились, но и мастера по малахиту. В ту пору первым по мастерству был Прокопьич. Барин велел приказчику на выучку к нему «поставить» парнишек, чтобы переняли тонкости мастерства.
Но Прокопьич учил плохо: «всё у него с рывка да с тычка». Парнишке насадит шишек на голове, уши надерёт «да и говорит приказчику», что он неспособный к мастерству. Приказчик посылает мастеру другого парнишку, а тот снова говорит, что не гож для мастерства.
Так перебрали они много учеников. «Дошло дело до Данилки Недокормыша». Это был сирота лет двенадцати, очень худой мальчик с голубыми глазами и кудрявыми волосами. Сперва он служил казачком-прислужником при господах, но оказался нерасторопен, потому что картины и украшения его так завораживали, что он не слышал приказаний. Поняли, что хорошего слуги из него не выйдет, а на заводской или шахтёрской работе он не выдержит. Определили Данилку в подпаски. Здесь тоже он часто задумывался, разглядывал травинки, букашек, а коровы разбредались. Старый пастух хоть и жалел сироту, но укорял его, что нужно смотреть за коровами, а не на букашек, иначе можно в беду попасть.
Данилко хорошо научился играть на рожке, и мелодии у него выходили похожие на шум леса, птичьи переклики. Нравилась его игра людям, но беда вышла — когда пастух задремал, заигрался Данилушко на рожке и забыл про коров. Когда стали стадо собирать, недосчитались нескольких коров, а было тут место глухое, волчье.
За это выпороли пастуха, затем «господский палач» ударил Данилушку, а он молчит. Молчал и после следующих ударов, палач разъярился, что он не кричит, ещё пуще стал бить. Данилушко так и потерял сознание, ни разу не крикнув. Приказчик понял, что такого терпеливого парнишку надо отдать в ученики Прокопьичу.
Данилушко отлежался у бабушки Вихорихи, «она его на ноги поставила», вылечив травами. парнишко спрашивал её про травы, а она рассказывала. Спросил он как-то, все ли цветы она знает, которые растут в этих местах. Вихориха ответила, что те, которые открытые, все знает. А к неоткрытым относится «папор», который цветёт на Иванов день, — колдовской цветок. Есть ещё воровской цветок — он на разрыв траве растёт. В малахитовой горе растёт каменный цветок, который полную силу имеет в змеиный праздник. Кто тот цветок увидит, будет несчастным человеком. Отчего он будет несчастный, она не знала.
Приказчик, узнав, что парнишко немного поправился, отправил его учиться к Прокопьичу. Посмотрел тот на него и сказал, что такого слабенького ему не надо, но приказчик и слушать не стал: «Дано тебе — учи, не рассуждай!»
Увидев, что Данилушко стоит около станочка и малахитовую досточку разглядывает, Прокопьич спросил, что он тут «доглядывает». Парнишко ответил, что, на его взгляд, кромку надо отбивать с другой стороны, чтобы узор получше вышел. Удивился Прокопьич, что верно сказал Данилушко, и понял, что толк из него будет. Стал он по-доброму относиться к парнишке. Чтобы он поправил здоровье, мастер не стал сразу учить его мастерству — «пыль да отрава — живо зачахнет». Стал давать ему различные поручения по хозяйству: то за ягодами пошлёт, то щеглят наловить, то зимой с соседом за дровами в лес. Такая работа шла только на пользу здоровью, и Данилко стал поправляться.
Увидел как-то приказчик, что Данилушко удит рыбу, рассердился, что бездельничает, а не учится, и повёл к Прокопьичу. Приказал показать «чему его мастер выучил». Данилушко стал «рассказывать да показывать». Видит приказчик, что парнишко перенял мастерство у Прокопьича. Когда приказчик ушёл, старый мастер удивляться стал, что он и не учил парнишку, а тот всё понял. Данилушко сказал, что когда Прокопьич «показывал да рассказывал», он всё примечал. Так старику «это по сердцу пришлось», что он пообещал все секреты мастерства открыть парнишке.
Начал приказчик с той поры Данилушке работу давать: сначала попроще изделие, потом посложнее. «Так Данилушко и вырос за этой работой». Когда выточил он из цельного камня «зарукавье-змейку», приказчик признал его мастером и написал барину, что объявился новый мастер по малахитному делу — Данилко Недокормыш. Барин приказал, чтобы Данилко сделал «точёную чашу на ножке», после чего хотел решить отпустить ли его на оброк. Предупредил, чтобы Прокопьич при этом Данилке не помогал. Поэтому приказчик приказал парнишке делать работу у него, чтобы Прокопьич не помогал да не советовал.
Перед тем как идти Данилке работать к приказчику, старый мастер предупредил его, чтобы делал чашу, не торопясь. Данилушко так и работал сначала, но тоскливо ему было у приказчика, и он «сорвался в полную силу». Чашу сделал быстро, а приказчик велел ещё такую же делать. Так сделал парнишко три чаши. Написал приказчик барину, что новый мастер делает работу споро, и все чаши ему послал. Но тот назначил Данилушке оброк пустяковый и «не велел парня от Прокопьича брать — может-де вдвоём-то скорее придумают что новенькое». Вместе с письмом барин прислал чертёж чаши и приказ, чтобы Данилко точно такую сделал.
Отпустил приказчик Данилку к Прокопьичу и отдал ему чертёж. Стал парнишка делать чашу, работа была сложная, «а красоты ровно и вовсе нет». Прокопьич говорил, что раз придумали такую, «значит, им надо». Приказчик не разрешил отступать от чертежа, но, вспомнив наказ барина о том, не выдумают ли они что-нибудь новенькое, разрешил делать и другую работу, если Данилко захочет, но первую чашу сделать «по барскому чертежу».
Данилко стал думать, как же сделать чашу по-своему, и решил делать её «по дурман-цветку», но после того, как барину чашу по чертежу выточит.
Прокопьич, заметив, что Данилке нравилась Катя Летемина, стал «про женитьбу заговаривать». Данилушко сказал, что они с девушкой договорились пожениться после того, как чашу барскую сделает.
Когда чаша была готова, другие мастера хвалили работу парня, а он был недоволен — не нравилась, что в чаше этой не видна красота камня. Один древний старик, который ещё Прокопьича учил, предупредил Данилушку, чтобы эти думы он из головы выбросил, иначе попадёт «к Хозяйке в горные мастера». Рассказал он, что люди тех мастеров не видят. Живут они в горе, и что Хозяйке нужно, то они и делают, и изделия их чудесны. Эти мастера красоту поняли, потому что «цветок каменный видали». Но кто посмотрит на этот цветок, «тому белый свет не мил станет».
После этого стал Данилушко в лес ходить цветы разглядывать да думать, как чашу свою по дурман-цветку получше сделать, а жениться решил после того, как придумает чашу и камень для неё подберёт.
Искал он камень на Гумешках — медном руднике, всё не попадался подходящий. И вдруг услышал голос, сказавший, чтобы искал камень у Змеиной горки. Увидел Данилко женщину, будто из голубого тумана, потом видение исчезло. Догадался парень, что это сама Хозяйка.
На другой день на Змеиной горке нашёл Данилушко большой камень, очень подходящий для его задумки, привёз на лошади домой и принялся за чашу. Но всё недоволен был своей работой, не получалось показать всю красоту камня.
Решил Данилушко, что не подняться ему выше в мастерстве, и стал «торопить со свадьбой». Пришлась она «как раз около Змеиного праздника», когда, по поверью, все змеи в одно место собираются. И потянуло Данилку на Змеиную горку в последний раз сходить.
Пришёл он туда, подошёл к тому месту, где камень взял, там уже снежок припорошил землю. Сел отдохнуть и стал думать о каменном цветке: «Вот бы поглядеть!» Вдруг теплее стало, словно лето вернулось. Увидел Данилушко Медной горы Хозяйку, узнал её по «платью малахитову».
Сказала она, что будет ему камень, о каком мечтает. Попросил Данилушко Хозяйку показать цветок каменный, но она предупредила, что жалеть потом будет, ведь кто увидел цветок, сами возвращаются в гору, к ней, Хозяйке Медной горы. Попыталась отговорить парня, напомнила о Прокопьиче, Кате, но Данилушко упёрся: «Без цветка мне жизни нет. Покажи!»
Повела Хозяйка его в свой сад. Деревья и цветы в нём из чудесного камня, но точно живые. И «подвела та девица Данилушку» к кустам, на которых «большие зелёные колокольцы малахитовы и в каждом сурьмяная звёздочка», а звёздочки тихонько позванивают. «Ну, Данило-мастер, поглядел?» — спросила девица, а тот отвечает, что не найдёшь камня «чтобы так-то сделать». А Хозяйка сказала, что дала бы ему такой камень, если бы сам такой цветок придумал, а теперь не может. Рукой затем махнула, и очутился Данилушко снова на прежнем месте.
Пришёл он в посёлок, а там «у невесты вечеринка была». Сначала Данилушко старался веселиться, а потом загрустил. После вечеринки пришёл домой, разбил свой каменный дурман-цветок и выбежал. С той поры пропал куда-то Данилушко.
Одни говорили, что «ума лишился, в лесу сгинул», а другие — что служит горным мастером у Хозяйки.
Заключение к краткому пересказу
В сказе П. П. Бажова «Каменный цветок» раскрыты темы:
Идея этого произведения состоит в том, что истинное мастерство требует полного самоотречения. Но, стремясь в творчестве к идеалу, не нужно забывать о близких людях и приносить собственную жизнь в жертву искусству.
Краткое содержание может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.