Здесь даны основные сведения о повести В. В. Быкова «Обелиск», представлено её краткое содержание для читательского дневника. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны тема и идея этой повести.
Краткие сведения о произведении
Повесть «Обелиск» белорусский писатель Василь Быков написал в 1971 году. Она построена по схеме «рассказ в рассказе». За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» Быков был удостоен Государственной премии СССР.
Главный герой повести
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Рассказчик приехал на похороны Павла Миклашевича, сельского учителя, которого любили ученики и уважали все сельчане. На поминках бывший заведующий районо Ткачук говорит, что Миклашевич не был бы хорошим учителем, если бы не Алесь Мороз. Но эти слова не все присутствующие одобрили.
Возвращаясь в город вместе с Ткачуком, рассказчик стал спрашивать о Морозе, о том, какое отношение он имел к Миклашевичу. Ткачук рассказал, что Алесь Иванович был сельским учителем, у него учился и Миклашевич. Мороз относился к ребятам, как к собственным детям, и старался сделать их настоящими людьми. Он приютил у себя мальчика, Павлика Миклашевича, которого часто был отец. Миклашевич-старший обратился к прокурору, и тот приказал Морозу отдать ему мальчика. Отец забрал Павлика и стал бить его на глазах людей. Мороз заступился за беспомощного мальчика и вскоре добился, что суд лишил его отца родительских прав.
Во время Великой Отечественной войны Ткачук воевал в партизанском отряде. Мороз, оставшись с детьми, тайно помогал партизанам. Один из полицаев стал его подозревать, сделал обыск в школе, но ничего не нашёл. Шестнадцатилетний Коля Бородач, бывший ученик Мороза, очень его уважавший и помогавший во всём, и другие ребята помладше решили отомстить, не поставив учителя в известность. Парнишки, среди которых был и Миклашевич, подпилили опоры у моста, по которому должна была проехать машина с полицаями. Машина рухнула в воду, а уцелевшие полицаи заметили убегавших парнишек. Вскоре ребята уже были схвачены врагами.
Мороз ушёл в партизанский отряд, но затем, когда немцы объявили, что отпустят ребят, если учитель сдастся в плен, пришёл к старосте, где его схватили. Это он сделал для того, чтобы поддержать своих учеников. Когда всех их повели на казнь, Мороз помог Миклашевичу бежать — сумел отвлечь внимание конвоиров.
Мороза и его учеников повесили. После войны в честь ребят поставили обелиск, а действия их учителя не все считали подвигом, так как он не убил ни одного немца, да ещё записан как попавший в плен. Причём, документ о том, что он попал в плен, подписал Ткачук, который сейчас раскаивается в этом.
Заключение к краткому содержанию
В повести В. В. Быкова «Обелиск» раскрыта тема подвига во время войны. Это произведение по направлению относится к героическим, так как Алесь Мороз поступил именно героически. Он считал своим человеческим и учительским долгом не пытаться спастись самому, а поддержать дух своих учеников, попавших в плен.
Идея повести состоит в том, что подвиги многих людей, которые не изменяли своим принципам и Родине, не были отмечены обелисками и не занесены в наградные листы, так как сопротивление врагу было поистине народным. Нужно стараться восстанавливать историческую справедливость, вспоминая деяния достойных и благородных людей во время войны.
Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника и для подготовки к уроку литературы.
Читайте также краткое содержание другого произведения В. В. Быкова:
Сотников