Образ и характеристика Элен Курагиной — героини романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Образ Элен Курагиной в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» — это образ бездушной светской красавицы, сыгравшей отрицательную роль в жизни Пьера Безухова и Наташи Ростовой. Автор сделал этот персонаж олицетворением зла и разврата.

Портрет: описание внешности, манера поведения, речь

Полное имя этой героини — Елена Васильевна Курагина. Её возраст в начале романа не указан, отмечено только, что она молодая девушка.

В эпизодах романа, где присутствует эта величавая красавица, автор всегда отмечает её улыбку. У княжны на светских вечерах постоянно была неизменяющаяся, ясная, красивая улыбка. Она улыбалась так всем, поэтому улыбка не выражала истинного отношения Элен к людям. Лицо девушки с этой сияющей улыбкой было прекрасно, чудесные волосы Элен блестели глянцем, полные плечи отличались белизной и античной красотой.

Давая на страницах романа описание внешности этой красавицы, Толстой часто даёт такие определения как «мраморная», «античная». Часто упоминает он о блестящей белизне плеч, сиянии однообразной улыбки Элен, о её блестящих глянцем волосах, но никогда не пишет об её взгляде, блеске глаз, вообще о глазах (в отличие, например, от княжны Марьи и Наташи Ростовой).

Вела себя эта красавица на светских приёмах скромно, без кокетства, «ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту» (том 1, часть 1, глава 3). Носила же наряды она очень откровенные, открытые спереди и сзади, по тогдашней моде.

Светская дама Анна Павловна Шерер восхищалась её мастерским умением держать себя в обществе, её такту. Пьер Безухов удивлялся спокойному умению Элен «быть молчаливо-достойной в свете». Говорила она действительно мало, но не от скромности, а потому что была глупа и потому, что ничего, кроме себя, её не интересовало. Эта светская красавица с её мраморной красотой была почти всегда молчалива и улыбалась ясной, красивой улыбкой, одинаковой для всех.

Характер

Элен Курагина обладала непростым характером. Отчего у неё проявились отрицательные черты характера, неясно, ведь о её детстве и отрочестве в романе не рассказывается. Но, исходя из её поступков, можно сделать вывод, что воспитание, данное ей, не было хорошим. Единственно, что она прекрасно усвоила, — это искусство держать себя в светском обществе.

Толстой выделяет следующие черты характера Элен:

  • Эгоистичность, самодовольство. Пьер вначале был очарованный Элен, её мраморной красотой, но затем понял, что она не любит ничего, кроме своего тела. Толстой отмечает, что улыбка её спокойная и самодовольная.
  • Лицемерие. Она умеет очень натурально и просто льстить, может говорить не то, что думает.
  • Грубость, вульгарность. В романе эти черты характера Элен проявляются в её обращении с мужем. Она была воспитана в высшем аристократическом обществе, но ей были свойственны грубые выражения («я не какая-нибудь дура… поди сам попробуй…»).
  • Расчётливость. Выбрала себе богатого, удобного мужа, не мешавшего ей блистать в свете. После ссоры с мужем, согласилась с ним расстаться, только если он даст ей состояние. Она получила большую часть состояния Пьера, и он уехал от неё в Петербург.
  • Глупость. Элен глупа, но в светском обществе считалась умной женщиной. Пьер понимал, что эта женщина очень глупа и удивлялся, что в Петербурге она приобрела в светском обществе репутацию не только прелестной женщины, но и умной. Эта репутация так прочно утвердилась за графиней Еленой Васильевной Безуховой, что «все восхищались каждым её словом и отыскивали в нём глубокий смысл, которого она сама и не подозревала» (том 2, часть 3, глава 9). Говорила же она в основном глупости и пошлости, при этом умела казаться умной.
  • Бездуховность, безнравственность. Её бессердечность проявилась в том, что она свела своего брата Анатоля (по его просьбе) с Наташей Ростовой, не думая о том, что может разрушить жизнь наивной, доверчивой девушки. Ей просто показалось забавным свести брата с Наташей.
  • Распущенность, развратность, склонность к пороку. Вскоре после свадьбы, состоявшейся вначале 1806 года, Элен стала изменять мужу с офицером Долоховым. Узнав об этом, оскорблённый Пьер вызвал Долохова на дуэль и ранил его. Элен строго отругала его за это, отрицая, что изменяет ему. После этого Пьер разорвал с ней отношения, уехав в Петербург. Через три года Элен уговорила его восстановить отношения. В Петербурге она устроила свой салон, где собирался высший свет, а также секретари посольств, посланники и т. д. Завсегдатаем салона Элен стал Борис Друбецкой, новый её любовник, которого она называла своим пажом.

Отношение к семье и окружающим

Толстой не показал в романе привязанности Элен к отцу и братьям Анатолю и Ипполиту. Однако, ходили слухи, что она и Анатоль были влюблены друг в друга, и князь Василий, их отец, из-за этого удалил Анатоля из своего дома.

К людям высшего общества Элен относилась ровно, со светским тактом. Она умела держать себя в светском обществе, налаживать нужные связи, поэтому и смогла добиться популярности своего салона у людей света.

Элен Курагина и Пьер Безухов: отношения

Пьер привлёк Элен тем, что получил большое наследство и стал очень богат. Пьер женился на Элен, потому что был слабохарактерный. Зная, что эта девушка глупа, он, очарованный её «мраморной» красотой, поддался на намёки князя Василия и на то, что князь и его дочь вели себя так, будто Пьер хочет на ней жениться.

После женитьбы Пьер понял, что связав свою судьбу с этой женщиной, он совершил ошибку. Элен ни во что не ставила его, он был для неё лишь удобным мужем.

Узнав об измене жены с Долоховым, Пьер разорвал с ней отношения и уехал в Петербург. Через три года он поддался на её уговоры и раскаяние и снова стал жить с ней вместе.

Как складывалась судьба Элен в 1812 году

Элен решила выйти замуж за молодого иностранного принца, с которым сблизилась, когда была с царским двором в Вильно. Так как в православии не разрешается вступать в брак от живого мужа, она приняла католичество, чтобы развестись с Пьером. А чтобы светское общество благожелательно отнеслось к тому, что она выйдет замуж за другого, не будучи вдовой, эта дама сказала старому вельможе, особым покровительством которого пользовалась в Петербурге, что если он не женится на ней, потеряет её расположение. На него очень подействовала уверенность Элен, что «это также просто и естественно, как выход девушки замуж».

Так что петербургское общество, узнав, что «несчастная интересная Элен» находится в недоумении о том, за кого из двух ей выйти замуж, решило, что вопрос о поругании таинства брака уже не стоит. Светские люди решили, что коли вельможа хочет жениться на Элен, имеющей живого мужа, значит, этот вопрос о поругании таинства брака решён уже для людей «поумнее нас с вами (как говорили)». Если же усомниться в правильности решения вопроса, то можно «выказать свою глупость и неумение жить в свете».

В начале августа 1812 года Элен послала Пьеру письмо, что намерена выйти замуж за NN (принца) и что она приняла католичество и просит его исполнить все формальности, необходимые для развода.

Как видим, эта дама недаром пользовалась в свете репутацией умнейшей женщины, ведь она так сплела эту интригу, что сохранила свою близость отношений и с принцем, и со стариком-вельможей.

Когда Пьер был освобождён из плена партизанами Василия Денисова и находился в Орле, он узнал о смерти жены и получил письма от её отца князя Василия и других людей из Петербурга, где сообщалось о её долгах.

Элен Безухова неожиданно заболела в конце августа 1812 года и от чего скончалась, точно неизвестно: то ли от припадка angine pectorale (грудной ангины, как называли раньше стенокардию), то ли в результате приёма какого-то опасного средства, который мог дать ей итальянский доктор. Ему она вверилась вместо того, чтобы обратиться к знаменитым петербургским докторам, которые её обычно лечили.

Заключение

Образ Элен Курагиной в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» — это образ персонажа, который олицетворял для автора разврат и зло. Недаром писатель, подчёркивая античную красоту героини, никогда не упоминает её взгляд и вообще глаза. Глаза считаются зеркалом души, а эта женщина — бездушный человек. Жизненные цели Элен Курагиной состояли в том, чтобы обеспечить себя богатством, любовниками и блестящим положением в светском обществе. Образ Элен Курагиной противопоставлен образам Марьи Болконской и Наташи Ростовой, любимых героинь Толстого.

Характеристика образа Элен Курагиной, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Оцените статью
Образовательный сайт по правописанию слов и изучению иностранных языков