Образ Лебезятникова в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» введён автором как карикатура на героев романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Так как этот персонаж пародийный, то Ф. М. Достоевский сделал его человеком без каких-то особых качеств. Это чиновник какого-то министерства, и чем занимается он, автор не указывает.
Описание внешности, речь, значение фамилии
Лебезятников — худой, невысокий, белокурый молодой человек. Очень городится своими бакенбардами в виде котлет. У него часто болели глаза.
Речь Андрея Семёновича весьма самоуверенна. Он считает себя весьма просвещённым, образованным человеком, но при этом не только не владеет иностранными языками, но и не способен хорошо объясняться на родном языке.
Корень фамилии этого героя как у слова «лебезить», то есть льстить, угодничать и т. п.
Теория Лебезятникова
Андрей Семёнович — сосед Мармеладовых. Он считает себя представителем прогрессивной молодёжи и пытается распространять новые идеи среди соседей и знакомых, даёт им читать «прогрессивные книги».
Его рассуждения об общественном устройстве и о коммуне — это пародия на диалоги героев романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Особенно ратует Лебезятников за создание особых «коммун».
По мнению этого персонажа, состраданию не место в обществе. Он считает, что сострадание «воспрещено наукой».
Андрей Семёнович выступает и против частной благотворительности, так как считает, что она ничего не способна изменить в обществе радикально.
По мнению Лебезятникова, законный брак лишает человека свободы, связывая его брачными узами. Он сторонник «гражданского брака», который официально не оформлен. Также ему по нраву свободные отношения в браке, Лебезятников собирается относиться к изменам будущей жены благосклонно. Целомудрие и женскую стыдливость он считает предрассудками. Лебезятников сожалеет о смерти своих родителей, потому что, если бы они были живы, он бы с удовольствием их «огрел протестом». «Я бы их удивил!» — восклицает он (часть 5, глава 1).
Лебезятников ратует за трезвый образ жизни, он убеждён, что трезвость — важное качество прогрессивных людей, которые должны подавать пример другим.
Этот герой не признаёт пользы поэзии и живописи. По его мнению, чистка помойных ям полезнее деятельности поэтов и художников.
Характер и поступки
У Лебезятникова, считающего себя пропагандистом прогрессивных идей, плохо получается «закидывать идеи», то есть распространять их, так как он плохой оратор.
Андрей Семёнович стал сторонником «новых мыслей», потому что среди молодёжи это было модно. Его поведение иногда не совпадает с его убеждениями. Например, он убеждён, что целомудрие — предрассудок. Но когда Соня не ответила на его ухаживания, он «вошёл в амбицию» и способствовал тому, чтобы хозяйка выгнала Соню с квартиры из-за того, что та стала проституткой. Затем он продолжил общаться с Соней и говорил, что уважает её за неприличное ремесло.
Он противник сострадания, но спасает Соню, когда Лужин напрасно обвиняет её в воровстве; пытается помочь Катерине Ивановне, когда она покинула с детьми жилище.
Автор несколько раз называет Лебезятникова «добреньким». Действительно, он мягкосердечен и, в то же время, заносчив, излишне самоуверен. «… я, такой просвещённый человек», — говорит он.
Отношение других персонажей и автора к Лебезятникову
По мнению Лужина, который когда-то был его опекуном, Лебезятников — чрезвычайно пошлый и простоватый человек.
Квартирная хозяйка считает Андрея Семёновича почётным жильцом, так как он не пьянствует и исправно платит за квартиру, хотя небогат и денег у него почти никогда не бывает.
Катерина Ивановна была очень плохого мнения об этом человеке. Но после того, как Лебезятников спасает Соню, доказав, что она не украла у Лужина сто рублей, Катерина Ивановна радикально изменила своё мнение.
Автор в своём романе даёт такое описание Лебезятникова, что он выглядит комично, но когда этот герой изобличает Лужина в клевете на Соню, комический налёт с него слетает.
Заключение
Образ Лебезятникова в романе Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание» — это образ человека, которого нельзя считать цельной личностью, так как его идеи часто расходятся с его поступками. Роль Лебезятникова в романе состоит в том, что он представлен автором как двойник Раскольникова. Этот второстепенный персонаж считает себя «прогрессистом» и варьирует в своей теории и жизненной установке нигилистическое отношение Раскольникова к моральным и социальным устоям.
Характеристика образа Лебезятникова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.