Образ Шарикова, индивида, получившегося в результате эксперимента профессора Преображенского, по мысли Михаила Афанасьевича Булгакова, автора повести «Собачье сердце», — это символический образ нового типа человека, появившегося после революции. Повесть можно воспринимать как предупреждение, что любые революционные методы чреваты губительными последствиями для природы и общества.
История появления Шарикова
Новый индивид Полиграф Полиграфович Шариков (так он впоследствии назвал себя) появился фантастическим образом — в результате смелого эксперимента профессора Преображенского по пересадке уличному псу Шарику гипофиза и семенных желёз недавно умершего мужчины. Целью этого эксперимента было омоложение пса, но вместо омоложения получилось очеловечивание этого животного. Шарик постепенно принимал вид молодого мужчины и даже стал разговаривать.
Это новое существо проявляло все качества Клима Чугункина, у которого после смерти в результате удара ножом, полученного в драке в пивной, были изъяты органы и пересажены Шарику.
Портрет Шарикова: описание внешности, речь
Внешний облик этого нового человека был неприглядным: он был «маленького роста и несимпатичной наружности». Жёсткие волосы на голове росли «как бы кустами на выкорчеванном поле, а на лице был небритый пух». Лоб был очень низкий, волосы росли почти непосредственно над чёрными бровями, напоминающими кисточки.
Одежду и обувь для него купил помощник профессора Преображенского доктор Борменталь, причём ботинки выбрал, по просьбе этого нового существа, лаковые, по тогдашней моде. Кухарка профессора Дарья Петровна подарила ему безвкусный галстук ядовито-небесного цвета с фальшивой рубиновой булавкой. Одежду этот человек носил неаккуратно: пиджак и брюки были кое-где продраны, пиджак был весь в соломе. Ходил Шариков развалисто.
Голос у него был странный: глуховатый, но гулкий. Разговаривал он грубо, часто употреблял бранные слова, называл прислугу профессора Зинкой, плевал на пол, сорил шелухой от семечек.
Одним словом, в результате смелого, но неудачного эксперимента милый, добродушный пёс Шарик превратился в копию уголовника Клима Чугункина, который играл по трактирам на балалайке. От пса осталась у этого существа только ненависть к котам.
Характер
Новый человек, по наущению членов домкома, потребовал, чтобы Филипп Филиппович Преображенский прописал его в своей квартире. Он объявил, что выбрал себе имя Полиграф Полиграфович, а фамилию решил принять «наследственную» — Шариков. Пришлось Преображенскому под давлением председателя домкома Швондера прописать Шарикова в своей квартире.
Шариков был упорен и сумел отстоять свои интересы: у него появились документы на то, что ему полагаются в квартире Преображенского шестнадцать квадратных аршин.
Шариков был вороват и склонен к алкоголизму. На следующий день после получения документов Полиграф Полиграфович своровал два червонца у Филиппа Филипповича, напился пьяный и привёл с собой двоих собутыльников. После того, как его дружков выгнал швейцар Фёдор, оказалось, что из прихожей исчезла бобровая шапка, малахитовая пепельница и трость.
Выяснилось, что Шариков не только пьяница и вор, но ещё и подлый, лживый человек. Он говорит, что червонцы у профессора украл доктор Борменталь или прислуга Зина. Устроившись заведующим в подотдел очистки Москвы от бродячих животных, Полиграф Полиграфович, используя своё служебное положение, хотел заставить его подчинённую, молоденькую машинистку, выйти за него замуж. Шариков обманул её, что он красный командир, раненый в боях, угрожал, что если она не выйдет за него замуж, то лишится места работы. Узнав от профессора Преображенского, что Шариков ей врал, что он — бывший пёс, машинистка крикнула своему начальнику: «Подлец!» — и убежала. Озлобленный Шариков сказал ей вслед, что завтра устроит ей сокращение штатов. Спасло машинистку только то, что доктор Борменталь предупредил Шарикова, что каждый день будет справляться у него на службе, не сократили ли машинистку, и если узнает, что сократили, Шарикову несдобровать — пристрелит его на месте. На это Полиграф Полиграфович ответил, что у него тоже револьвер найдётся, и выбежал из квартиры.
Исчезновение Шарикова
С течением времени Шариков стал уже не смешон, а страшен и опасен для окружающих. Профессор Преображенский узнав, что Полиграф Полиграфович написал на него донос, сказал ему выселяться из квартиры. Тот заартачился, показал профессору шиш, а в сторону доктора Борменталя хотел направить пистолет. Но доктор сумел его обезоружить и придушить подушкой. Учёным ничего не оставалось, как сделать обратную операцию, и Шариков снова стал добродушным псом Шариком, который был очень доволен, что нашёл приют в квартире Преображенского. Так закончилась история жизни Шарикова.
Вывод
Некоторые исследователи творчества Михаила Афанасьевича Булгакова считают, что образ Шарикова в повести «Собачье сердце» символически отображает новый тип человека, который в послереволюционное время старалась создать большевицкая партия. Для этого использовались плакаты, газетные статьи, выступления на собраниях.
Но нужно отметить, что после революции до написания этой повести прошло слишком мало времени, чтобы появился по-настоящему новый тип человека — советский человек. В дальнейшем именно советские люди спасли мир от порабощения немецким фашизмом, после войны возродили хозяйство Родины, и в космос первым полетел советский человек — Юрий Алексеевич Гагарин. Так что сравнивать Шарикова с советскими людьми не стоит.
Кроме того, недальновидный профессор Преображенский сделал свой эксперимент с заменой органов пса на человеческие, не догадавшись узнать, от какого человека взяты эти органы. Личность вора, уголовника и алкоголика Клима Чугункина не может быть основной положительного нового типа человека. Так что Шариков — это просто неудачный результат эксперимента профессора Преображенского, своими отрицательными качествами предупреждающий, что любое революционное вмешательство в природу человека чревато большими неприятностями.
Характеристика образа Шарикова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Читайте также: «Собачье сердце» — краткое содержание повести М. А. Булгакова