«Путешествие из Петербурга в Москву» — краткое содержание и пересказ по главам повести А. Н. Радищева

Здесь даны основные сведения о повести А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этой повести.

Краткие сведения о произведении

Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву» Александр Николаевич Радищев написал в 1790 году. Названия большинства её глав — это названия городов и деревень, мимо которых едет путешественник.

В произведении представлены картины России конца 18 века. Автор показал трудную жизнь крепостных крестьян, угнетаемых помещиками, и смело осудил самодержавие.

Главный герой повести

  • Рассказчик, который едет на перекладных лошадях из Петербурга в Москву. Интересуется жизнью крестьян и помещиков, нравами в разных местах России. Сочувствует крепостным, осуждает дворян, их притесняющих.

Другие персонажи

  • Почтовый комиссар — служит на почтовом дворе София. Ленив, плохо исполняет свои обязанности.
  • Стряпчий — чиновник, ранее служил в архиве и составил родословные, надеясь разбогатеть, когда их продаст.
  • Крестьянин-пахарь — работает без выходных: шесть дней на помещика, один день — на себя и свою семью.
  • Приятель Ч… — друг путешественника, разочаровавшийся в Петербургском обществе.
  • Неизвестный господин — скрывается от несправедливого ареста.
  • Семинарист — молодой человек, стремящийся изучать науки.
  • Карп Дементьич — именитый гражданин Новгорода, цель жизни которого — обогащение любой ценой.
  • Крестьянкин — господин с человеколюбивым сердцем, пытался защищать крестьян, служа в уголовной палате.
  • Дворянин из Крестьцов — провожая сыновей на государственную службу, призывал их служить по совести.
  • Анюта — благоразумная крестьянская девушка.
  • Мать Анюты — крестьянка, гордая и разумная.
  • Иван — жених Анюты, трудолюбивый, не жадный до денег.
  • Человек, порицающий цензуру — надеется добиться книгопечатания без цензуры.
  • Стихотворец — хочет добиться издания своей оды «Вольность».
  • Слепой старик — поёт народные песни и этим зарабатывает себе на хлеб, благородный человек, не жадный до денег.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Рассказчик выехал из Москвы в Петербург и на почтовых станциях, где меняли в его кибитку лошадей, наблюдал за нравами служащих почтовых станций, знакомился с путниками, остановившимися там, слушал их рассказы.

Например, он встретил человека, собравшего сведения о многих родословных и надеявшегося разбогатеть на этом. Другой господин рассказал ему, что скрывается от несправедливого преследования властей.

Видел путешественник крестьянина, пашущего свою землю в воскресенье (в остальные дни он работал на помещика).

Слышал от своего знакомого о зверствах одного помещика в отношении крестьян.

Были и хорошие встречи. Он познакомился:

  • с семинаристом, который хотел изучать науки;
  • с благонравной крестьянской девушкой Анютой;
  • с человеком, который хотел добиться книгопечатания без цензуры;
  • со стихотворцем, написавшим оду «Вольность»;
  • с благородным слепым старцем.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Рассказчик простился с друзьями и начал своё путешествие из Петербурга в Москву.

В кибитке он уснул и проснулся, когда доехал до почтового двора, который назывался Софией.

Почтовый комиссар, которого путешественник разбудил, сказал, что лошадей нет. Рассказчик пошёл в конюшню и увидел там 20 лошадей. Ямщики, видевшие, как щедро он отблагодарил извозчика, который привёз его в Софию, быстро запрягли лошадей, и путешествие продолжилось.

Зайдя отдохнуть в почтовую избу, путешественник увидел там человека, разбиравшего бумаги. Этот стряпчий, служа в архиве, собрал родословную многих родов России. Он мог доказать людям их благородное происхождение и надеялся на этом обогатиться.

Путешественник посоветовал ему продать в Петербурге свои бумаги с этими родословными продавцам для обёртки, чтобы не возрождал он хвастовства древним родом.

Когда рассказчик шёл рядом с кибиткой, увидел пашущего крестьянина и спросил, почему он пашет в воскресенье. Тот ответил, что 6 дней ходит на барщину, а обрабатывать свою землю приходится в воскресенье.

Крестьянин поведал, что если бы помещик брал с крестьян оброк, а не гонял на барщину, было бы лучше. Рассказал он о новом обычае помещиков отдавать деревни с крестьянами в аренду. Тогда арендатор совсем мучает мужиков работой.

В этом почтовом дворе путешественник встретил своего приятеля Ч…, который рассказал почему уехал из Петербурга.

Отдыхал этот приятель в Кронштадте и нанял 12-вёсельную шлюпку, чтобы отправиться на Систербек.

Разыгрался ветер, шлюпку носили большие волны. Вдруг она застряла меж двух больших камней на середине каменной гряды, простирающейся до Систербека.

Старший гребец пошёл по камням к берегу. Глубокие места он переплывал. Наконец устал и стал часто садиться для отдыха на камни.

Один из гребцов пошёл к нему, чтобы помочь достичь берега, если он обессилел. Но и этот гребец устал и остался сидеть на камне, а первого не было видно.

Наконец, приплыли 2 лодки, на одной из них был гребец, который первый пошёл по камням.

Все приплыли на берег, сняв по пути с камня гребца, который находился на нём 7 часов.

Гребца, который их спас, добравшись до берега, звали Павлом Он рассказал, что достигнув берега, пошёл к тамошнему начальнику искать помощи. Но сержант не стал будить начальника, хотя Павел сказал, что тонут 12 человек. Павел побежал к караульной, которая была за 2 версты от дома начальника, и там нашёл 2 лодки.

Достигнув берега, приятель путешественника пошёл к начальнику и понял, что тот узнал об этом происшествии только когда проснулся. Приятель сказал, что нужно было начальнику распорядиться, чтобы в таких случаях сержант его будил. Но тот ответил, что спасать — не его должность.

Приятель был в ярости от такого ответа. Вернувшись в Петербург, он рассказал о жестокосердии начальника знакомым. Некоторые оправдывали того, так как ему не предписано спасать людей. Рассерженный приятель решил проститься навеки с городом, где люди раболепствуют властям.

На этой почтовой станции у путешественника попросил денег проезжавший господин и рассказал, что его собирались несправедливо осудить, и он бежал из дома. Причина была в том, что он дал доверенность в каком-то финансовом деле человеку, который был уличён в преступлении и скрылся. Недоимку велели взыскать с этого господина. Кроме того, его обвинили в том, что он якобы нарушил закон, покупая дом.

Жена, узнав о том, что мужу грозит заключение, сильно взволновалась и преждевременно родила. И жена, и младенец умерли, а подозреваемый скрылся. Куда сейчас ему деваться он не знает.

Путешественник, услышав эту историю, был возмущён, что ради насыщения государственной казны отнимают у людей «имение, честь, жизнь». И приснился ему сон, будто он властелин и к нему явилась Истина в облике женщины. Она именовала себя Прямовзорой и глазным врачом и сняла у властелина с глаз бельма, мешающие видеть страдания народа и злоупотребления властью начальниками.

Властелин стал издавать указы для пользы страны и облегчения страданий народа, но начальники не исполняли их, а утопали в роскоши.

На почтовой станции рассказчик познакомился с молодым человеком, семинаристом, который шёл в Петербург к дяде в надежде продолжать там изучать науки. Когда он вышел со станции, то выронил бумаги, и они достались путешественнику. Тот представил для читателей записи семинариста. Там были рассуждения о законах появления суеверий и вольности мыслей, предрассудков и познания истины.

В Новгороде путешественник зашёл к своему приятелю, Карпу Дементьичу, который прежде был купцом, а сейчас именитый гражданин. Карп Дементьич рассказал, что однажды получил от торговли много денег и построил жене дом. На следующий год был неурожай льна, и он не смог рассчитаться с теми, у кого занял деньги. Поэтому он сейчас не торгует, передав торговлю сыну. А дом не продал, чтобы рассчитаться с долгами, так как он записан на жену.

Путешественник посетил высокую гору, где в древние времена стоял храм. Он вообразил, что переселился в древность и пришёл узнать у божества будущее. Ему вообразилось, что некий голос изрекает, что со временем всё рушится, но нечто будет живо вовеки.

На почтовом дворе встретил рассказчик своего приятеля Крестьянкина. Тот рассказал, что служил председателем уголовной палаты, но подал прошение об отставке после того, как не смог защитить крестьян от уголовной ответственности. Они долго терпели зверства помещика и его семейства. Однажды, защищая от них девушку и её жениха, крестьяне убили помещика и его сыновей.

Крестьянкин считал, что убитые сами довели своей жестокостью крестьян до убийства, но не смог убедить в этом судей и решил уйти в отставку.

В Крестьцах путешественник стал свидетелем расставания дворянина с двумя сыновьями, уезжавшими служить. Он давал им отеческое наставление, призывал не раболепствовать, жить по совести.

Там путешественник услышал, как отец, который хоронил своего сына, признавался, что он виновен в его смерти, так как заразил его ещё до рождения дурной болезнью, которую получил, ведя развратную жизнь. Он ругал правительство, не преследующее публичных женщин.

В этом городке женщины были нецеломудренные, за деньги вступали в связь с путешествующими людьми. Эти нравы перешли и в соседний почтовый стан, Зимогорье.

Там путешественник вышел из кибитки и увидел девушку лет 20, которая шла, неся на коромысле платье, выстиранное в реке.

Он разговорился с ней и узнал, что зовут её Анютой, что у неё есть милый друг. Но мать не отдаёт её в дом этого парня, так как она у неё единственная работница. И его отец за то, чтобы парень, женившись, пошёл жить в дом Анюты, просит 100 рублей.

Путешественник зашёл в избу Анюты. Там он сказал её матери, что желает, чтобы Анюта и Иван поженились, и хотел отдать ей 100 рублей. Но мать сказала, что отец Ивана отпускает его жить к ней в дом. Путник хотел, чтобы эти деньги пошли  в приданое Анюте. Мать их не взяла, чтобы люди не подумали об её дочери плохо. Иван тоже отказался принять их на обзаведение хозяйства.

Перед почтовой избой путешественник нашёл бумагу и спросил в избе, кто проезжал тут до него. Ему ответили, что это был человек лет 50 и что он забыл тут связку бумаг.

Путешественник посмотрел эти бумаги. В них был план переустройства общества, который заключался в следующем:

  • Разделение сельского и домашнего рабства. Запрещение брать людей в дворовые и делать их крепостными.
  • Удел земли крестьян должен быть их собственностью.
  • Признание землевладельца гражданином.

Смотря на канал с барками, нагружёнными зерном, рассказчик вспомнил про одного помещика, который отнял у своих крепостных удел пашни и покосов и без перерывов заставил работать на себя. Чтобы они не умерли с голоду, выдавал им определённое количество хлеба. Поэтому урожай у помещика всегда был хороший.

Путешественник снова стал читать бумаги с проектом, в котором говорилось, что следует уничтожить равенство служения царедворского с гражданским и военным служением.

На почтовом дворе путешественник встретил человека, который отправлялся в Петербург с прошением о том, чтобы в Торжке разрешили книгопечатание, свободное от цензуры. Он считал, что цензура губит воображение, остроумие, рассудок, и дал путешественнику тетрадь с описанием происхождения цензуры.

В тетрадке написано, что цензуру (приказное рассмотрение книг до их издания) изобрели инквизиторы. Но в Древней Греции и Риме тоже сжигали неугодные писания. Далее рассказывается о появлении цензуры в Англии, Франции, Немецкой земле.

Путешественник снова стал читать бумаги, которые дали ему в Хотилове. Там описывалось, как с публичного торга продавали семью крепостных, разлучая навсегда родных друг с другом.

Обедая в трактире, путешественник услышал от своего соседа речь о стихосложении в России и узнал, что он едет в Петербург просить об издании своей оды «Вольность».

Далее стихотворец прочитал её путешественнику. В оде говорилось о рабстве и его последствиях: лености, голоде, коварстве и т. п. Предвещалось, что народ будет мстить власти, позволившей угнетать крепостных, и воссияет вольность.

В этой деревне провожали рекрутов в армию, женщины плакали.

Один из рекрутов, человек лет 30, сказал, что он рад идти служить, так как его очень притесняла жена его господина.

Рассказчик увидел трёх человек, скованных цепями, и узнал, что их выкупила у их господина волость, и они стали государственными крестьянами, а власти волости отдали их в солдаты. Путешественник сказал им, что они теперь не крепостные, а вольные, и что без их согласия их не могут отдать в солдаты.

В деревне была суматоха, которую поднял военный, требовавший 50 лошадей для его превосходительства. Староста сказал, что у них сейчас только 30. Военный стал его бить и приказал выпрячь трёх лошадей из повозки путешественника, но тот не позволил этого сделать.

Его превосходительству переменили лошадей на свежих в течение четверти часа, то есть гораздо быстрее, чем для других проезжающих.

У ворот почтового двора сидел слепой старик и пел народную песню «Алексей Божий человек». Закончив петь, он принимал от слушавших его людей деньги и хлеб.

Путешественник положил в его руку рубль. Старик почувствовал, что это крупная монета и, узнав от мальчика, что это рубль, отказался его взять, так как он может послужить преступлению, воровству.

Женщина лет 50 сказала старику, чтобы он взял свой праздничный пирог. Слепой был очень рад и рассказал, что она дарит ему пирог по праздникам 30 лет за то, что он спас её отца от избиения солдатами.

Путешественник пообедал своими дорожными запасами в крестьянской избе. Хозяйка, увидев у него сахар, подослала маленького сына попросить кусочек этого боярского кушанья.

Путешественник спросил: «Почему боярское?» Женщина ответила, что они не едят сахар, так как купить его не на что.

Она показала тесто, которое месила, — оно состояло из одной части несеяной муки и трёх четвертей мякины. Хозяйка сказала, что от голода умирают и дети, и взрослые.

Рассказчик был возмущён алчностью помещиков, отнимающих у своих крепостных всё, что только можно.

Здесь путешественник увидел свадьбу крепостных. Жених и невеста были унылы и печальны. Видно было, что женятся они по воле помещика, а не по любви.

Далее рассказчик представляет статью о Ломоносове, которую подарил ему стихотворец, с которым он обедал  Твери.

В ней рассказывается о жизненном пути великого учёного, о его интересе к разным наукам и российской словесности.

Заключение к краткому пересказу

В повести Н. А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» раскрыты темы:

  • положение крестьян при крепостном праве;
  • растлевающее влияние крепостного права на помещиков;
  • произвол судей и чиновников;
  • чинопочитание;
  • разврат и болезни от него;
  • цензура книгопечатания.

Основная мысль (идея) повести: крепостное право стало причиной робости, забитости крестьян и жестокости, вседозволенности помещиков.

Автор уверен в ценности личности человека не зависимо от его сословной принадлежности и считает, что крепостничество не должно существовать.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Оцените статью
Образовательный сайт по правописанию слов и изучению иностранных языков