В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» антитеза присутствует и в названии, и в системе персонажей: они делятся на положительных и отрицательных. Среди женских персонажей особенно чётко противопоставлены друг другу образы Наташи Ростовой и Элен Курагиной.
Портрет: описание внешности, характеристика речи
Описывая в начале романа тринадцатилетнюю Наташу Ростову, Толстой подчёркивает её живость, непосредственность. Эта черноглазая девочка с большим ртом, и чёрными кудрями некрасива, но очень обаятельна. Смех её звонкий, заразительный, голос прекрасный, она любит музыку, пение. Говорит Наташа просто, искренне, эмоционально. Эта героиня не поражает внешней красотой, но непосредственность и обаяние делают её образ прекрасным.
Элен Курагина в начале романа — молодая девушка. В отличие от Наташи, эта героиня внешне очень красива, но её красота как бы окаменелая. Элен напоминает прекрасную статую. Автор постоянно упоминает её античную красоту и всегда одинаковую улыбку. Элен умела «быть молчаливо-достойной в свете». Она говорила мало, так как её ничего не интересовало, кроме себя. Разговаривала она, в основном, на французском языке.
Происхождение, воспитание
Наташа родилась в семье графа Ильи Андреевича Ростова и графини Натальи Ростовой. Семья графа жила в Москве. В семье были ещё дети, но Наташа была любимицей родителей. Эта очень живая, весёлая девочка иногда при гостях вела себя слишком вольно, за что мать делала ей замечания. Родители наняли ей учителя пения, так как Наташа была музыкальна и обладала чудесным голосом. Они позаботились, чтобы девочка научилась танцевать, ездить верхом, плавать.
Элен была дочерью князя Василия Курагина. О её детстве и отрочестве автор не упоминает, но, скорее всего, воспитывали её так, чтобы она умела держаться в светском обществе, но не заботились о развитии нравственных качеств.
На первых страницах романа Элен появляется в салоне Анны Павловны Шерер в бальном платье с шифром (вензелем, составленным из инициалов царя либо царицы). Этот шифр указывает, что она фрейлина императорского двора. Фрейлинами становились и некоторые выпускницы института благородных девиц, так что, возможно, Элен воспитывалась в таком институте.
Характер
Хотя обе героини принадлежат к светскому обществу, они совершенно разные. Единственное, что их объединяет — это то, что она обе неумны. Автор показал, что Наташа живёт, в основном, не разумом, а чувствами, сердцем. У Элен же нет ни разума, ни искренних чувств, ни сердечных привязанностей — это пустая светская львица. При всей внешней красоте внутренняя красота у неё отсутствует.
Внутренняя красота Наташи проявляется во многих эпизодах, например, во время отъезда из Москвы при наступлении наполеоновских войск она убедила мать в том, что нужно оставить своё добро, а на подводы погрузить раненых. В этом проявилась доброта и патриотизм Наташи.
А в это время в петербургском салоне Элен опровергали слухи о жестокости войны и с восторгом говорили о Наполеоне. Сама же Элен во время Отечественной войны была озабочена тем, как бы выгодно выйти замуж за иностранного принца, хотя была замужем за Безуховым. Для того, чтобы развестись с ним, она приняла католичество. В этом проявились такие её черты характера как расчётливость, эгоистичность, отсутствие патриотизма. Таким образом, время Отечественной войны 1812 года обнаружило полное нравственное ничтожество Элен.
Отношение к семье
Наташа очень любит родных, она любящая дочь, заботливая сестра. В эпилоге автор показал, что она нашла своё счастье в браке с Пьером Безуховым и в материнстве. Заботы о муже и детях побудили её отказаться от света, она бросила «все свои очарования», перестала петь, не заботилась о своих манерах. Все удивлялись этому, и только мать Наташи знала, что «все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа» (эпилог, часть 1, глава 10). Старая графиня говорила, что всегда знала, что её дочь будет хорошей женой и матерью.
В романе не показано никакой привязанности Элен к родителям. Ходили слухи, что она и её брат Анатоль были влюблены друг в друга, и отец удалил сына из своего дома, чтобы семья не была опозорена.
Элен вышла замуж за Пьера Безухова только из-за его богатства и сразу стала ему изменять. У неё в любовниках были Долохов, Борис Друбецкой и многие другие. Элен была порочна и совершенно лишена добродетели.
Она была очень эгоистична, поэтому не хотела быть матерью. Брак для неё — средство для обогащения и для обретения знатности. Расставшись с Пьером с условием, что он отдаёт в её распоряжение большую часть своего состояния, она оставалась всё же его женой, так как развод в православии был строго запрещён. Чтобы стать ещё более знатной особой, Элен решает выйти замуж за иностранного принца. Проблему развода она хотела решить, перейдя в католичество. Ничтожность и нравственное уродство этой холодной светской львицы делает закономерным то, что Толстой даже не привёл истинной причины смерти Элен, ограничившись сообщением о скандальных слухах об этом.
Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Элен Курагиной (таблица)
Параметры сравнения |
Наташа Ростова |
Элен Курагина |
Внешность | Наташа не поражает красотой. Эта черноглазая девушка производит очень приятное впечатление своей живостью, обаянием. | Красота этой величавой светской дамы похожа на красоту античной статуи. У неё безупречные черты лица и «античное тело», но всегда одинаковая улыбка показывает её холодность, бездушие. |
Речь | Наташа говорит живо, эмоционально, часто восторженно. | Говорит мало, так как ничем не интересуется кроме себя. |
Характер | Она жизнерадостна, общительна, азартна, доверчива, живет больше чувствами, чем умом. | Элен эгоистична, расчётлива, безнравственна, порочна, лицемерна, самоуверенна, глупа. |
Любовь в жизни героинь | Жизненный путь Наташи — это путь от легкомысленных увлечений через испытания и страдания к глубокому чувству любви к Пьеру и детям. | Настоящей любви в жизни у Элен не было, так как она глубоко эгоистична. У неё были только внебрачные любовные увлечения, а к мужу был только корыстный интерес. |
Роль в романе | Представляет лучшие черты русской женщины: чуткость, душевную щедрость, самопожертвование, человечность, способность к такой любви, которая пробуждает в любимом человеке всё лучшее. | Антипод Наташи Ростовой. |
Заключение
Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Элен Курагиной, героинь романа Л. Н. Толстого «Война и мир», может помочь найти правильный ответ на вопрос «в чём главное отличие Наташи от её антипода Элен?»
Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Элен Курагиной показывает основное различие в их характерах и будет полезна при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.