«В людях» — краткое содержание и пересказ по главам повести М. Горького

Здесь даны основные сведения о повести М. Горького «В людях», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указана идея этой повести.

Краткие сведения о произведении

Повесть «В людях» Максима Горького написана в 1915–1916 годах. Она входит в автобиографическую трилогию писателя («Детство», «В людях», «Мои университеты»).

Повествование ведётся от имени мальчика Алёши Пешкова, который с 11 до 15 лет вынужден был жить у чужих людей, работая на них. Такой образ жизни раньше называли фразой «в людях». Второй смысл её в данной повести, возможно, и в том, что автор описывает множество людей, с которыми пришлось встретиться мальчику во время его отрочества.

Главный герой повести

  • Алексей Пешков — мальчик, оставшийся сиротой и вынужденный зарабатывать себе на хлеб. Он честен, порядочен, сочувствует простым людям, жизнь которых трудна, мечтает учиться.

Другие персонажи

  • Саша — старший двоюродный брат Алёши, жестокий, высокомерный мальчик.
  • Акулина Ивановна — бабушка Алексея, умная, ласковая, добрая.
  • Василий Васильевич Каширин — дед Алёши. Бессердечен и очень скуп.
  • Людмила — девочка, соседка Кашириных, с которой Алёша подружился.
  • Матрёна — бабушкина сестра. Её главные черты — жадность, завистливость, сварливость.
  • Василий — старший сын Матрёны, чертёжник, хозяин Алёши. Добр, снисходителен к людям.
  • Виктор — младший сын Матрёны, которая избаловала его. Бездельничает, издевается над Алёшей.
  • Смурый — повар на пароходе, хоть и пьяница, но доброжелательный и умный человек.
  • Наталья — прачка, работящая, справедливая.
  • «Королева Марго» — соседка семьи хозяина Алёши. Красивая образованная молодая женщина.
  • Ермохин и Сидоров — денщики офицеров.
  • Яков Шумов — кочегар на пароходе, картёжник, любитель рассказывать байки.
  • Иван Ларионович — управляющий иконописной мастерской, тихий, спокойный, хорошо ладит с иконописцами.
  • Павел Одинцов — друг Алёши, умный, честный, бойкий мальчик. Служит в иконописной мастерской подмастерьем.
  • Осип — глава плотницкой артели, пожилой, умудрённый жизнью, разбирается в людях.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Дед отправил одиннадцатилетнего внука, оставшегося без родителей, работать и жить у чужих людей. Алёша терпит издевательства, побои. Его жизнь скучна и грязна. Мальчик наблюдает за простыми людьми и видит, что их жизнь тоже безрадостна. Чтобы отвлечься от неприятностей и тягостного впечатления от такого существования, Алёша начал читать книги. Со временем мальчик почувствовал тягу к знаниям и решил отправиться учиться.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Алёшу Пешкова, одиннадцатилетнего подростка, дед Василий устроил на службу «мальчиком» в магазин «Модной обуви». В его обязанности входило открывать дверь перед посетителями. Хозяин часто напоминает ему, чтобы он стоял у двери, как статуя, не почёсывая руки, не гримасничая.

В этом же магазине работают приказчик и его помощник, Саша, двоюродный брат Алёши. Он старше и по годам, и по должности. При случае всегда готов унизить младшего брата и помыкать им.

Рабочий день у Алёши начинался очень рано. Пока магазин закрыт, кухарка заставляла его чистить одежду и обувь не только хозяев, но и приказчика, и Саши, приносить дрова, ставить самовар. Такая жизнь была очень тяжела, и Алёша решил сбежать, но побег не удался из-за того что он ошпарил на кухне руки и попал в больницу. Бабушка Акулина забрала его оттуда домой в слободу Кунавино.

Дед Василий встретил Алёшу неласково. Оказалось, что он разорился. Акулина Ивановна тайком раздаёт милостыню, чтобы задобрить господа.

От своего товарища Костромы Алёша узнал, что кто-то из друзей тяжело болен, кто-то умер. Кострома рассказал, что у них появились новые соседи, у которых старшая дочь Людмила — хромая, но очень красивая девочка. Алёша познакомился с ней, и они подружились. Алёшина бабушка была этому рада.

Кострома рассказал, что умерший местный охотник вечером «встаёт из гроба и ходит по кладбищу». У мальчишек возникает спор, кто сможет пролежать на могиле недавно умершего старика. Соглашается на это только Алёша. Бабушка посоветовала ему всю ночь читать молитвы, Алёша так и сделал, и ему даже удалось уснуть. На следующий день он становится героем среди мальчишек.

Болезненный Алёшин младший брат, Коля, умирает, и бабушка даже радуется за него — не проведёт всю жизнь в мучениях.

С дедом и бабушкой Алёша идёт в лес за дровами и лекарственными травами. Акулина Ивановна, собирая травы, рассказывает внуку о них.

Мальчику очень понравилось в лесу, и они с бабушкой стали ходить туда каждый день, собирая ягоды, грибы, травы, орехи, чтобы продать их.

Поздней осенью дед сообщил Алёше, что отвезёт его в Нижний Новгород к Матрёне, бабушкиной сестре, чтобы он выучился на чертёжника у её старшего сына.

В городе, в доме Матрёны, мальчику не по себе — там часты ссоры, ругань, собирание сплетен. Матрёна «очень сердита и криклива». Её старший сын, Василий, напротив, добрый человек, а младший, Виктор, был с Алёшей жесток.

У Алёши очень много обязанностей: чистка медной посуды и самовара, мытьё полов, доставка с базара овощей, выполнение разных поручений.

Наконец, хозяин начал обучать мальчика черчению, но Матрёна постоянно мешала этому. Она была недовольна, что сын учит чужого мальчишку, а не брата. Уроки прекратились. Виктор Алёшу часто бил, издевался над ним.

Алёше противно и тяжело жить у этих склочных дальних родственников. Из дома его выпускали только в церковь. Весной он сбежал и, так как возвращаться домой ему было стыдно, поступил на пароход «Добрый», мойщиком посуды (посудником). Для этого нужно было согласие родственников, и Акулина Ивановна уговорила деда выправить внуку паспорт.

Алёша стал работать под начальством повара по прозвищу Смурый, который отнёсся к мальчику доброжелательно. Узнав, что он грамотный, Смурый часто просил почитать вслух и постоянно говорил, что «правильные книги» помогают поумнеть. Он жалел, что не может отправить Алёшу учиться.

Второй посудник покинул пароход, на его место взяли «вятского солдатика». С первым же заданием он не смог справиться — курицы, которых должен был зарезать, разбежались по палубе. Пассажиры издевались над ним, а Алёше была непонятна такая жестокость.

Он хочет сбежать с парохода, останавливают только мысли о Смуром. Неожиданно Алёшу прогнали с парохода за то, что официант воровал у него посуду, чтобы продать пассажирам. При расчёте мальчик получает «около восьми рублей — первые крупные деньги» в его жизни, а Смурый дарит ему на память бисерный кисет.

Алёша вернулся к деду и бабушке, которые переехали в Нижний Новгород. Он стал ловить птиц, а бабушка их продавала на базаре. Таким способом они добывали деньги на еду до поздней осени.

Рядом с домом на обширном поле проходили учения солдат. Алёша бегал вместе с ними. Казалось ему, что это самые лучшие люди, но однажды унтер дал ему папиросу, которая была начинена порохом. Тогда Алёша стал бегать в казачьи казармы. Однажды он стал свидетелем того, что казак, лучше всех певший и казавшийся мальчику «сказочным существом», избил и изнасиловал женщину, а затем ещё и похвалялся этим поступком. Алёша с ужасом думает о том, что ведь это могло случиться и с его бабушкой или матерью.

В начале зимы дед снова отправил Алёшу к Матрёне. Там по-прежнему постоянно ссорятся, злословят, сплетничают. Жизнь скучна, тосклива. Чтобы отвлечься от этого Алёша с усердием принимается за домашнюю работу.

Он часто ходит к ручью полоскать бельё. Там со всей округи собиралось много прачек. Мальчику «с ними было весело, интересно», так как прачки рассказывали друг другу городские новости. Алёше нравилась прачка Наталья, её уважали и другие прачки за то, что она была аккуратная, работящая и за то, что отправила дочку учиться в гимназию.

Алёша познакомился с двумя денщиками и от них узнал о жене закройщика, над которой офицеры зло подшутили. Они начали писать ей любовные письма и потешались над её ответами. Мальчику стало обидно за молодую женщину, и он рассказал ей правду. Закройщица, очень любившая читать, дала Алёше роман. Читал он по ночам, прятал от хозяев, которые считали, что от книг один вред.

Вслух же Алёша читал по вечерам газету, которую выписал хозяин. В ней печатались низкопробные романы. На длинный зимний вечер такой газеты не хватало, и Алёша предложил читать подписки «Живописного обозрения» и «Огонька», которые хозяева не читали, а выписывали их только из-за приложенных репродукций картин. Из них мальчик узнавал много нового, а непонятные слова ему объяснял аптечный провизор.

Во время Великого поста зазвонили соборные колокола, оказалось — убили царя.

Однажды ребёнок хозяина выпустил всю воду из кипящего самовара, и он развалился. Разгневанная Матрёна побила Алёшу за недогляд пучком лучины из сосны, под кожей от этого осталось множество заноз. Спина распухла, и мальчика отвезли к доктору. Тот хотел составить об истязании протокол, но Алёша жаловаться не стал. За это ему разрешили брать у закройщицы книги.

Читая авантюрные французские романы, мальчик начал замечать, что в них всегда зло побеждается добродетелью. Скоро ему надоели сюжеты, совершенно не сходные с жизнью. Вскоре закройщица уехала.

Ещё до её отъезда в доме поселилась молодая красивая дама с матерью-старушкой и пятилетней дочкой. Алёша стал называть её про себя королевой Марго. Он подружился с её дочкой, часто играл с ней, читал сказки. За это королева Марго хотела отблагодарить мальчика деньгами, но он отказался и попросил только, чтобы можно было брать у неё книги. «Жить очень трудно и скучно, а читая книги, забываешь об этом», — сказал ей Алёша. В книгах королевы Марго он впервые стал читать русскую поэзию. Королева Марго часто говорила, что мальчику нужно учиться.

Однажды у Алёши «страшно вспухли веки, и совсем закрылись глаза». Хозяева испугались, что он ослепнет, и показали мальчика доктору. Тот прорезал ему веки изнутри, и несколько дней Алёше пришлось лежать с повязкой на глазах «в мучительной чёрной скуке».

На Троицу один денщик, Ермохин, разбил другому денщику, Сидорову, голову поленом. Алёша ухаживал за раненым, а на следующий день в сарае он нашёл пустой кошелёк Сидорова, и тот обвинил его в краже денег. Хозяйка, увидев, что Алёша разговаривает с прачкой Натальей, решила, что он украл деньги, чтобы отдать ей за близость. Когда мальчик грубо ответил ей, хозяйка его избила. О краже стали говорить уже соседи, но Наталья рассказала, что деньги ей предлагал Ермохин, который украл их у Сидорова.

На четвёртые сутки, оправившись от побоев, мальчик ушёл из дома и устроился «посудником» на пароходе «Пермь», оклад был 7 рублей в месяц. Прослужил он там всё лето. Самым интересным человеком на этом пароходе был кочегар Яков Шумов, большой обжора, картёжник и рассказчик баек.

От скуки Яков стал учить Алёшу играть в карты, тот проиграл 5 рублей, поддёвку и новые сапоги. Яков возвратил ему эти вещи, взяв «за науку» только рубль.

Мальчик, слушая рассказы Якова, замечает, что они какие-то бездушные, ему не нравилось в Якове равнодушие к людям.

Поздней осенью Алёша поступил «учеником в мастерскую иконописи». Хозяйка, вечно «пьяненькая старушка», распорядилась, что учиться он будет вечером, а днём — служить «мальчиком» в лавке, где продавали иконы. В обязанности «мальчика» входило заманивание покупателей в лавку. Часто приносили на продажу старинные книги, иконы. Эти ценные вещи приказчик и начётчик покупали очень дёшево, обманывая стариков и старух.

Вечерами Алёша сидел в подвале, где помещалась иконописная мастерская. Там работало около двадцати человек, работа была неинтересная, так как иконы писали по конвейеру: фон делал один мастер, лица писал другой и т. д.

Управлял мастерской Иван Ларинович, он с мастерами обращался хорошо, давал им дельные советы.

В начале своей службы в мастерской Алёша растирал краски, присматривался к мастерству. Вскоре ему стало понятно, что мастера не любят свою работу и страдают от страшной скуки.

Мальчик стал рассказывать мастеровым о том, как служил на пароходе, о книгах, читал вслух. Он подружился с Пашкой Одинцовым, с которым стал разыгрывать сценки, а иногда даже спектакли. Это спасало иконописцев от тоски и скуки.

В тот день, когда Алёше исполнилось 13 лет, мастеровые подарили ему «маленький, красиво написанный образ Алексия — божия человека». Но радость мальчика омрачается стычкой с приказчиком, который невзлюбил его. Этот человек постоянно придирался к Алёше, и тот уже собрался бежать в Персию, но однажды встретил своего бывшего хозяина, Василия, бабушкиного племянника. Тот сказал, что получил много подрядов, предложил мальчику стать его помощником и пообещал, что дома помогать по хозяйству он уже не будет.

Алёша согласился на это, ведь вернуться к бабушке он не мог — она помогала безработному внуку и внучке, сбежавшей от жестокого мужа, ухаживала за дедом, впавшим в старческое слабоумие.

Каждый год после половодья торговые ряды, стоящие в низине, приходилось отстраивать заново.

Алёша возит хозяина на лодке, он доволен своей новой работой, так как вечером свободен и может много читать. В квартире, из которой уехала королева Марго, поселилась большая семья, гимназисты дают мальчику читать книги.

Новые товарищи старше Алёши, который завидует, что они учатся. «Не желая ни в чём отставать от них», мальчик влюбился в барышню Птицыну и предложил ей прокатиться на доске по пруду. Доска перевернулась, барышня оказалась в тине и потеряла всю свою привлекательность.

У хозяина было очень много чертёжной работы, и он пригласил в помощника отчима Алёши. Тот был аристократом, называл пасынка по имени и отчеству. Отчим был болен чахоткой, домашние относились к нему враждебно. Он считал, что мальчику необходимо учиться. Вскоре у отчима болезнь обострилась, и он умер в больнице на глазах у Алёши.

В шесть часов каждое утро Алёша шёл на Ярмарку. Он стал служить десятником и следил, чтобы строители выполняли свои обязанности и не воровали.

Глава плотницкой артели Осип, видя, что мальчику неловко было следить за рабочими, рассказывал ему, кто из бригады честен, а кто вороват.

Платили Алёше очень мало, часто он был голоден. Работники подкармливали его, а Алёша читал им книги.

Мальчику всё больше нравился Осип, которого рабочие хоть и уважали, но предупредили Алёшу, чтобы он не очень доверял хитрому старику. Впоследствии мальчик узнал, что Осип передавал его слова хозяину.

Некоторые рабочие были честными людьми, но почти всех сломала безрадостная жизнь, полная разврата и пьянства. Особенно поразила мальчика судьба Ардальона. Этот каменщик был лучшим работником в артели, он собирался в Сибирь стоить церковь, но, неожиданно загуляв, все деньги потратил на непотребных девок. Оставшись без средств, он стал жить на Миллионной улице, где ютились нищие.

Алёша навещал каменщика, ставшего босяком. Когда Осип сообщил хозяину, что мальчик ходит на Миллионную улицу, Алёша стал тайком ходить туда, и однажды ему встретилась там прачка Наталья. Из-за того, что её единственная дочь, окончив гимназию, стала стесняться, что мать у неё прачка, и бросила её, Наталья стала пить. После того, как Алёша увидел, что Ардальон избил Наталью, потому что она «гулящая», мальчик перестал ходить к нему.

В зимнюю пору работы на Ярмарке почти нет, и Алёша выполнял мелкие обязанности по хозяйству, а вечером читал вслух хозяевам. Он увлёкся поэзией и пытался сам писать стихи.

Мальчик видит, что хозяин стал очень задумчив, печален. Однажды Алёша позвал его в трактир послушать пение (трактирщик очень любил слушать хороших певцов из народа).

Хозяин под впечатлением пения поделился с мальчиком своим несчастьем. Оказалось, что он любит прекрасную женщину, но она отправилась на каторгу вслед за мужем, осуждённым за изготовление фальшивых денег. Чтобы заработать деньги на дорогу в Сибирь, эта женщина продавала себя.

Три года Алёша работал десятником и видел, как к зиме рабочие ломают лавки, а весной строят их снова. Это кажется мальчику глупостью. Ему надоело воровство рабочих, обман.

Пятнадцатилетний Алёша считал, что в жизни много глупого, он устал от этого и «чувствовал себя пожилым человеком». Понимая, что это житейское болото затягивает, Алёша решил уехать осенью в Казань, надеясь, что там удастся пристроиться учиться.

Заключение к краткому пересказу

Повесть М. Горького «В людях» во многом автобиографична. В ней раскрывается конфликт человека и эпохи. Идея этого произведения — при всех невзгодах и несчастьях необходимо сохранять чистоту души, человечность по отношению к другим.

Краткое содержание может пригодиться для заполнения читательского дневника, а пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Оцените статью
Образовательный сайт по правописанию слов и изучению иностранных языков