«Ванька» — краткое содержание и пересказ рассказа А. П. Чехова

Здесь даны основные сведения о рассказе А. П. Чехова «Ванька», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны тема и основная мысль (идея) этого рассказа.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Ванька» Антон Павлович Чехов написал в 1886 году. Впервые опубликован рассказ был в том же году в «Петербургской газете», за подписью А. Чехонте.

Главный герой рассказа

  • Ванька Жуков — 9-летний мальчик, отданный из деревни в Москву на обучение к сапожнику.

Другие персонажи

  • Константин Макарович — дедушка Вани. Это шустрый, худощавый, весёлый человек лет 65. Служил он ночным сторожем у господ Живаревых.
  • Аляхин — сапожник, хозяин Ваньки.
  • Ольга Игнатьевна — дочь господ Живаревых, обучившая Ваню грамоте.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Ванька Жуков — 9-летний мальчик, 3 месяца назад переехавший в Москву и ставший учеником сапожника Аляхина.

В рождественскую ночь он пишет письмо дедушке. Поздравив его с праздником, мальчик стал писать о своей жизни. Он перечисляет все свои обиды на хозяина, хозяйку и подмастерьев.

Ванька просит в письме дедушку приехать и забрать его в деревню, затем пишет адрес на конверте: «На деревню дедушке Константину Макарычу», бежит на улицу и опускает письмо в почтовый ящик.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Девятилетнего мальчика-сироту Ваньку Жукова отдали из деревни 3 месяца назад на обучение к сапожнику Аляхину.

В ночь на Рождество мальчик не лёг спать. Он дождался, когда хозяева и подмастерья пошли в церковь, и стал писать письмо дедушке. Ванька поздравил его с Рождеством, затем задумался, вспомнив дедушку. Он представил, что сейчас, наверно, Константин Макарович балагурит у ворот с дворовыми людьми господ Живаревых. У этих господ дед служит ночным сторожем. Когда он ходит ночью вокруг господской усадьбы, его сопровождают две собаки: Каштанка и Вьюн.

Ванька вздохнул и снова стал писать письмо. В нём он рассказал о своих огорчениях и обидах. Вчера хозяин его избил за то, что он уснул, качая в люльке его ребёнка. А недавно хозяйка стала тыкать мальчику в лицо селёдкой, потому что он начал чистить селёдку с хвоста. Подмастерья его тоже обижают. Хозяева кормят мальчика плохо, спит он в сенях. Когда ребёнок хозяев плачет, ему приходится всю ночь качать люльку.

Мальчик попросил дедушку взять его домой в деревню. Он обещал попроситься к приказчику чистить сапоги или пойти в подпаски.

Дальше в письме он описал Москву. И ещё написал Ванька дедушке, чтобы он попросил у Ольги Игнатьевны с ёлки золочёный орех.

Ванька вспомнил, как ходил с дедушкой за ёлкой в лес для господ. Когда ёлку дед втаскивал в дом, её начинали украшать. Барышня Ольга Игнатьевна хлопотала больше всех.

Раньше, когда была жива мама Ваньки и служила горничной у господ, Ольга Игнатьевна угощала мальчика леденцами и научила читать, писать и считать до ста. Когда мама умерла, мальчика отправили к деду в людскую кухню, а потом в Москву, к сапожнику.

Написал Ванька дедушке, что его все бьют, что ему всё время хочется есть и что он часто плачет. Ещё написал, чтобы дедушка никому не отдавал его гармонь, и передал привет знакомым.

Вложил мальчик письмо в конверт и написал на конверте: «На деревню дедушке Константину Макарычу». Затем выбежал на улицу и бросил письмо в почтовый ящик.

Час спустя Ванька спал, и снился ему дедушка. Он сидел на печке и читал кухаркам Ванино письмо.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе А. П. Чехова «Ванька» раскрыта тема: тяжёлая жизнь детей, отданных «в люди» (в чужую семью для обучения ремеслу).

Основная мысль (идея) рассказа «Ванька»: дети нуждаются больше всего в любви родных, а не в обучении ремеслу у чужих, равнодушных людей.

В 19 веке родственники часто не в состоянии были содержать детей из-за бедности. Крестьянским детям, отданным в чужую семью для обучения ремеслу и услужения, приходилось нелегко.

Рассказ учит доброте, милосердию, особенно к детям.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Оцените статью
Образовательный сайт по правописанию слов и изучению иностранных языков