Здесь даны основные сведения о повести Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви», представлено её краткое содержание для читательского дневника и более подробный пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этой повести.
Краткие сведения о произведении
«Вечер накануне Ивана Купала. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви» является повестью из первой книги Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Впервые была опубликована в 1830 году в журнале «Отечественные записки».
Главные герои повести
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Дьячок рассказал своим слушателям о чудном деле, о котором поведал ему дед. Раньше на месте села стоял хутор, на нём часто появлялся и пьянствовал Басаврюк. Это был дьявол в образе человека.
У казака Коржа была дочка-красавица, Пидорка. Её полюбил Петро, работник Коржа, но отец девушки решил выдать её за богатого ляха.
Узнав об этом от Ивася, шестилетнего брата девушки, Петро пошёл с горя в шинок и встретил там Басаврюка. Тот пообещал много денег за одно дело. Следующим вечером, накануне праздника Ивана Купала, они пошли по болотам. Велел Басаврюк Петру сорвать папоротник, как только он зацветёт. Когда Петро сорвал цветок, вокруг всё зашумело. Показалась избушка, из неё выбежала собака, превратилась она в кошку, а кошка — в старуху. Басаврюк сказал Петру слушаться её. Указала ведьма парню в земле клад, но сундук нельзя было достать, так как он уходил всё глубже. Старуха сказала, что клад Петро получит, если достанет человеческую кровь, и подвела к нему мальчика Ивася. Петро ударил его ножом, и ведьма выпила кровь Ивася. Петро прибежал домой. Проспав двое суток, он ничего не помнил и, увидев мешки с золотом, не понял откуда они.
Корж, узнав, что его работник разбогател, отдал ему дочь в жёны. Вскоре Петро стал не в себе: молчал, смотрел на мешки с золотом и всё хотел что-то вспомнить. Уговорила жена колдунью помочь Петру, но тот, увидев старуху, крикнул, что вспомнил, метнул в неё топор, но не попал. Ведьма исчезла, а в хате стоял Ивась. Сестра кинулась к брату, но тут хата осветилась красным светом от крови, которой покрылся мальчик. В испуге Пидорка выбежала в сени, а когда хотела вернуться, чтобы помочь брату, дверь не открылась. Сбежались люди, высадили дверь. В хате никого не было, только дымился пепел на месте, где стоял Петро. В мешках же были черепки.
Пидорка ушла на богомолье и не вернулась больше в хату. А Басаврюк объявился в тот же день, когда исчез Петро. Люди поняли, что это сатана, принимающий облик человека. Чтобы завладеть кладами, которые не даются нечистой силе, он заманивает хлопцев. Хуторяне переселились в село, но Басаврюк и там пугал их.
Сейчас в селе всё спокойно, но иногда слышно, как в старом шинке при дороге всхлипывает чёрт.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Фома Григорьевич очень не любил одно и то же рассказывать, всегда что-нибудь добавлял новое или переделывал старый рассказ. Приехал как-то панич, который когда-то выспрашивал у Фомы Григорьевича об этой истории, показал книжку, где она была напечатана.
Рассказчик стал читать, так как у Фомы Григорьевича оказались неисправными очки. Через некоторое время он остановил чтеца, сказал, что всё написано неправильно, и стал рассказывать эту историю.
Дед Фомы Григорьевича любил рассказывать внукам про разные старинные чудные дела. Говорил он, что раньше на месте села был бедный хутор, на котором часто появлялся дьявол в образе человека. Он пьянствовал, а затем исчезал. Звали его Басаврюк, в церковь он не ходил, а если кому-нибудь дарил подарки, того человека начинала донимать нечистая сила.
У казака Коржа в селе был работник Петро Безродный. Однажды увидел Корж, как Петро поцеловал его дочку-красавицу Пидорку, хотел отстегать его ногайкой, но шестилетний сын его, Ивась, заступился за Петра.
Повадился к Коржу ходить какой-то лях. Попросила Пидорка Ивася сбегать к Петру, сказать, что отец неволит идти замуж за ляха и что она хочет умереть. Услышав от Ивася всё это, Петро с горя пошёл в шинок и встретил там Басаврюка. Тот показал полный кошелёк червонцев и обещал отдать их лишь за одно дело. Сказал, что Петро поспел вовремя, так как завтра Иван Купала, когда папоротник только этой ночью цветёт, и сказал, что будет ждать его в полночь в овраге.
Пошли они ночью по болотам, сказал Басаврюк идти на пригорок и сорвать папоротник, когда зацветёт. Так и сделал Петро. Послышался свист, зашумели травы и деревья. Басаврюк сказал, что воротилась яга и чтобы Петро слушался её во всём. Показалась тут избушка, из неё выбежала чёрная собака, оборотилась в кошку и кинулась на них. Затем превратилась в старуху, согнутую в дугу. Ведьма схватила цветок, пошептала над ним, отдала Петру и велела бросить его. Цветок плавал по воздуху, затем упал на землю. «Здесь,» — сказала старуха. Басаврюк дал Петру заступ, велел копать и взять себе всё золото из клада. Раскопал Петро сундук, хотел его достать, но он уходил всё глубже в землю. Ведьма сказала, что не видать Петру золота, пока не достанет он человеческой крови, и подвела к нему Ивася. Хотел Петро ножом ударить ведьму, но она топнула, земля стала прозрачной, и все сокровища под ней стало видно. Помутился ум у Петра и ударил он ножом Ивася. Ведьма стала пить кровь из обезглавленного трупа, а вокруг скакали чудища. У Петра в голове всё пошло кругом, прибежал он в свою лачугу, повалился и спал двое суток без просыпу.
Очнувшись, ничего он не помнил, а когда увидел в двух мешках золото, не мог понять, откуда оно. Увидев золото, Корж согласился отдать дочку за Петра. А та рассказала, что проходившие цыгане украли её братика. Богато стал жить Петро с женой. Люди догадывались, что богатство ему досталось от Басаврюка, который пропал в тот день, когда на Петра свалилось богатство непонятно откуда.
Вскоре после свадьбы стал Петро не в себе: ни слова не говорил, сидел на одном месте, поставив рядом мешки с золотом и задумавшись, будто силился что-то вспомнить. Затем одичал, оброс, овладевало им бешенство из-за того, что не мог чего-то вспомнить. Измучилась от такой жизни его жена, пошла к колдунье, жившей в овраге, и уговорила её помочь Петру. Это было вечером накануне Ивана Купала. Увидев старуху, Пётр вскричал: «Вспомнил!» и кинул в неё топор, который воткнулся в дверь. Старухи и след пропал, а посреди хаты стоял мальчик. Пидорка, узнав Ивася, кинулась к нему, но он покрылся кровью и осветил красным светом хату. Выбежала она в сени, но опомнившись, хотела вернуться и помочь Ивасю. Дверь не открывалась. Когда сбежавшиеся люди высадили дверь, в хате никого не было, а на том месте, где стоял Петро, дымилась куча пепла. В мешках же оказались одни черепки.
«Пидорка дала себе обет идти на богомолье», и никто не знает, куда она ушла. А в тот день, когда исчез Петро, появился снова Басаврюк. Все поняли, что это сатана, который принимает человеческий облик, «чтобы отрывать клады», а так как они не даются в нечистые руки, то он приманивает хлопцев. В том же году люди бросили свой хутор и перебрались в село. Но там тоже появился Басаврюк и пугал людей. Не помогала даже святая вода, которой кропил священник всё село.
Теперь в селе всё спокойно, но иногда люди слышат, как чёрт жалобно всхлипывает в развалившемся шинке, стоящем на дороге.
Заключение к краткому пересказу
Повесть «Вечер накануне Ивана Купала» Н. В. Гоголя затрагивает следующие темы:
Идея повести состоит в том, что человек является творцом своей судьбы, при жизненных трудностях надо самому их преодолевать, а не обращаться за помощью к нечистой силе, иначе неизбежно тяжёлое наказание.
Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Читайте также краткое содержание других произведений Н. В. Гоголя:
Вечера на хуторе близ Диканьки
Вий
Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
Майская ночь, или Утопленница
Миргород (цикл повестей)
Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
Пропавшая грамота. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви
Сорочинская ярмарка
Старосветские помещики
Страшная месть